воскресенье, 27 июля 2014 г.

Участник конкурса в номинации "Публицистика" Ганский Валерий.

Одесские катакомбы

Есть море, в котором я плыл и тонул,
И на берег вытащен к счастью.
Есть воздух, который я в детстве глотнул
И вдоволь не мог надышаться…( Песня Леонида Утесова  «У Черного моря»)


Куликово поле

В Российской империи в память о победе русского войска на Куликовом поле принято площади многих городов, отведённые под строевые занятия и парады войск, именовать Куликовым полем. Нашлось такое поле и в Одессе на заре её становления, - пустырь заросший бурьянами на южной окраине города, невдалеке от порто-франковского рва. Такое Куликово поле возникло в Одессе в самом начале второй половины XIX-го века.
Писатель – одессит Валентин Петрович Катаев в книге "Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона" приводит рассказ своей бабушки генеральши о производстве в капитаны командира береговой батареи прапорщика Александра Петровича Щеголева, геройски отбившего нападение англо-французской эскадры 10 апреля 1854 года. Для этого торжественного акта на Куликовом поле был выстроен весь гарнизон, под звуки военной музыки войска прошли церемониальным маршем перед новоиспеченным капитаном. То есть в это время Куликово поле уже использовалось как плац парадная площадь
Но всё же само поле - плац стало называться Куликовым полем не по причине российских традиций называть большие поля в честь когда-то давно свершившейся победы войск Дмитрия Донского над монголо-татарскими войсками.
Зубы сжав от обид, изнывая от ран,
Русь полки собирала молитвой…
Кто хозяин Руси — Славянин или Хан? -
- пусть решит Куликовская Битва.
И сразив Челубея, упал Пересвет,
но взметнулись знамёна Христовы!
Русь Святая! Прологом имперских побед
стало Поле твоё Куликово! (Вадим  Негатуров  марш  « Куликово поле»)

 В Одессе всё оказалось  проще, просто в начале 19-го века эти земли принадлежали роду помещиков Куликовских.
В народе их называли Куликовскими полями. Со временем это название превратилось в более привычное «Куликово поле».
В 1818 году недалеко от Куликова поля была построена городская таможня, а вскоре совсем рядом с пустырём построили ещё тюрьму. Это была самая первая одесская тюрьма. Наличие пенитенциарного учреждения сыграло с площадью злую шутку – на протяжении нескольких десятилетий на Куликовом поле тайно хоронили казненных преступников, многие из которых были неугодными царскому режиму политзаключенными.
Многих казнённых в тюремном дворе тайно, по-воровски,  хоронили на Куликовом поле. Кто знает, сколько ещё здесь покоится известных и безымянных борцов за свободу и счастье народа.
Одесситы не жаловали этот район, справедливо полагая, что маршировать на костях, по меньшей мере, не по-христиански. Поэтому в то время землю на Куликовом поле именовали не иначе, как «черствой».
Постепенно, к началу XX века, самое большое в городе, хоть и неблагоустроенное, поле стало традиционным местом народных гуляний. Здесь устраивались различные аттракционы, выступления цирков шапито, где давали свои представления заезжие цирковые труппы, выставлялись паноптикумы с восковыми фигурами и диковинные творения природы, достойные кунсткамеры. На площади отмечались и массовые праздники, такие, как Новый год, Рождество, Пасха, сопровождаемые неизменными ярмарками и разнообразными аттракционами. После революции, когда одесситам было совсем не до веселья, Куликово поле вновь обрело печальную славу братской могилы.
После войны было сделана планировка Куликового поля. Куликово поле раскинулось квадратом в 10,5 га, который окаймили цветниками и зелёными газонами. На их фоне сегодня особенно выделяются высаженные в ряд голубые ели. Кругом платаны, липы, пирамидальные дубы.
В 1959 году тут выросла "Аллея Дружбы" из деревьев, посаженных знатными гостями города. Одно из первых деревьев здесь посадил 29 июля 1959г. гостивший в Одессе Генеральный секретарь Французской компартии Морис Торез.
В 1990-х годах городские власти решили возродить традицию столетней давности и сделать Куликово поле местом народных гуляний. Детские праздники, рисунки на асфальте, сеансы одновременной игры в шахматы, турниры, молодежные дискотеки, выступления популярных артистов, сопровождаемые фейерверками другими современными атрибутами праздника, уже стали привычными в наши дни. Кроме того, на площади проводятся политические митинги различных партий, военные гарнизонные парады. Бывшая городская окраина — Куликово поле — уже давно стала географическим центром города, отсюда идут дороги во все отдаленные районы города.
Ныне на площади стоит  пятиэтажное здание Дома профсоюзов по адресу площадь Куликово Поле, дом 1, бывший обком КПУ, архитекторы Г. В. Топуз, Л. Н. Павловская, 1958г.
УДУШЛИВЫЕ ГАЗЫ: генетический страх
В школьные годы любимым писателем был Валентин Катаев  и его книги, которые читались запоем. «Белеет парус одинокий»,  "Волны Черного моря" с героями Петей (мальчик Петя с Канатной, угол Куликова поля) и Гавриком.
Не окончив гимназию, в 1915 году Катаев вступил добровольцем-вольноопределяющимся в действующую армию. Начал службу под Сморгонью рядовым на артиллерийской батарее, затем был произведён в прапорщики. Дважды был ранен и отравлен газами. Летом 1917 года, после ранения в «керенском» наступлении на румынском фронте, был помещён в госпиталь в Одессе.
   Работа над книгой  «КАТАКОМБЫ», тематически завершающей тетралогию "Волны Черного моря", велась В.Катаевым в течение восьми лет — с 1944 по 1951 год. Замысел романа возник у писателя в конце Отечественной войны в результате его двух поездок в Одессу. Первая из них относится к апрелю 1944 года (сразу же после освобождения Одессы от оккупации), вторая — к январю 1945 года. На этой основе В.Катаевым был написан сначала очерк "Катакомбы", который печатался в газете "Известия".   «Полный впечатлений от услышанного, от того, что я увидел в городе и в самих катакомбах, — говорил писатель, — я вдруг понял, что в подвигах одесских партизан должны были бы участвовать, конечно, и мои старые герои».
Вот фрагмент из главы 53  «УДУШЛИВЫЕ ГАЗЫ» книги Катаева «Катакомбы»:  «В начале марта 1944 года немцы сделали попытку штурмом овладеть катакомбами и одним ударом покончить с подпольным комитетом Черноиваненко.
 Они  (подпольщики авт.) прошли половину расстояния до штаб-квартиры и вдруг увидели Петю, бегущего им навстречу. Он размахивал фонарем, часто прикладывал к лицу какую-то тряпку и, задыхаясь, кричал:  — Газы!
 — Где газы? Какие газы?
  — Они пустили удушливые газы. Мы ничего не знали, и вдруг они стали пускать через усатовский колодец фосген. Батя знает. Батя говорит, что это фосген. Надевайте противогазы!
Петр Васильевич во время первой мировой войны пережил уже однажды немецкую газовую атаку и лучше всех понимал опасность… Петр Васильевич сразу же почувствовал слабый, но явственный запах гниющей зелени. Этот запах, который Петр Васильевич мог безошибочно узнать из тысячи других, вдруг усилился, стал тошнотворно чесночным, отвратительным, непереносимым.
 Что-то текучее и белое, как пролитое молоко, уже доходило до щиколоток. Это фосген переполнил шахту колодца и теперь медленно разливался по штрекам.  Запах фосгена чувствовался даже через противогаз. Дышать становилось все труднее и труднее. Кашель раздирал грудь. В висках стучало.
Они снова бросились вперед, в ядовитый туман, который уже покрывал их с головой. Лица их покрывал холодный, липкий пот. Мучительно сухой кашель раздирал грудь. На почерневших губах дрожала розовая пена.
Они медленно приходили в себя, жадно глотая затхлый воздух подземелья, который теперь казался им целебнее чистейшего кислорода.
  Время от времени сверху слышался глухой стук, словно кто-то бил в землю железным кулаком. Иногда эти удары были так сильны, что явственно ощущалось колебание почвы. Не было сомнения, что, совершенно обезумев, немцы начали бомбить с воздуха район Усатовских катакомб, рассчитывая завалить штреки и уничтожить всех, кто находился под землей».
Через 70 лет
И вот через 70 лет в Одессе вновь  появились удушливые газы. Это случилось в начале мая на Куликовом поле в Доме профсоюзов. Только уничтожали одесситов не немцы, а свои. И не под землей, а в прекрасном современном дворце. Боевики с криками "режь антифашистов" окружили мирных протестующих и погнали их в здание Дома Профсоюзов, приговаривая, что сожгут их, как немцы сжигали русских, если те не отрекутся от России и православия. – Русские горите! Давайте запалим этих гадов! - доносилось со всех сторон. Бутылки с зажигательной смесью летели в окна одна за другой.
«Срочно нужна помощь, парень 18-ти лет в одесском Доме профсоюзов получил сильное отравление газом, от которого погибли десятки наших товарищей во время бойни 2 мая», – сообщила Елена, активная участница событий «черной пятницы», как одесситы прозвали этот, самый трагический день в новейшей истории Одессы. Диагноз консилиума, прошедшего в пятницу, 16 мая: «Ингаляционное отравление неизвестным газом; термический ожог дыхательных путей; двусторонняя пневмония; токсическая энцефалопатия прогрессирующего течения; отек головного мозга». С этим диагнозом и в таком состоянии Вячеславу предписана госпитализация.
По многочисленным свидетельствам, люди в Доме профсоюзов мгновенно задыхались от паров удушающего газа. Выдвигаются версии того, что они гибли не от обычного возгорания. «Был сегодня в ожоговом центре на улице Малиновского. Во-первых, врачи сказали, что ожоги у людей заживают намного дольше обычных. Во-вторых, нет никакого сомнения, что применялся “белый фосфор”, который использовался военными США в Ираке, Афганистане: у погибших от его воздействия – обгоревшая кожа нехарактерного цвета, нетронутая одежда. В ожоговом центре был один пациент, у которого на руке кожу до кости прожгло, что опять-таки характерно для белого фосфора», – пишет Игорь Румянцев 51-летний одессит в одном из многочисленных комментариев в интернете.
 Украинские правоохранители нашли в Доме профсоюзов в Одессе, где 2 мая заживо сгорели десятки сторонников федерализации, следы хлороформа. Это бесцветный яд с резким запахом, вдыхание человеком больших объемов этого вещества приводит к остановке дыхания.  «Есть заключение экспертизы о том, что в мусоре и саже, а было проведено около 30 осмотров этих помещений, было обнаружено такое вещество как хлороформ», - заявил начальник Главного следственного управления МВД Украины Виталий Сакал. передает РИА Новости. Также Сакал добавил, что во время пожара в Доме профсоюзов 32 человека погибли не от высоких температур, а от неизвестного вещества. В дальнейшем,  власти официально признали, что из 37 погибших в одесском Доме профсоюзов 5 человек были застрелены, 8 погибли при падении с высоты и 24 умерли от ожогов и отравления угарным газом. Позднее, родственники погибших сообщили, что вместо формулировки «отравление угарным газом» в заключении о причинах смерти людей, задохнувшихся во время пожара в Доме профсоюзов ,  медики начали использовать другую формулировку — «отравление газами».
Виновными в случившемся были названы депутат горсовета, член фракции партии «Родина» Сергей Бовбалан, бывший одесский губернатор Владимир Немировский и несколько сотрудников милиции, в частности начальник милиции общественной безопасности Дмитрий Фучеджи. Последний сбежал из под домашнего ареста и покинул пределы Украины.
Уже после трагических событий были опознаны 8 человек, погибших вчера в Доме профсоюзов - все они одесситы. Среди них депутат Одесского облсовета Вячеслав Маркин и поэт Вадим  Негатуров:
Русичи, вперёд! Русичи, вперёд!
Сокрушим орду поганой нечисти!
Снова Русь в опасности! Сегодня — наш черёд
доказать любовь свою к Отечеству!
…Делом доказать любовь к Отечеству!
…Кровью доказать любовь к Отечеству!
…Жизнью доказать любовь к Отечеству! (Марш «Куликово поле»)





Комментариев нет:

Отправить комментарий