среда, 30 июля 2014 г.

Участник конкурса #ЯРОДИНУЛЮБЛЮ на Bookmix в номинации "Публицистика".

Моя святая Родина

Родина – ты даешься по месту рождения или ты там, где я тебя осознаю? Ты – точка на карте, населенный пункт или флаг и гимн? Ты – дом и земля? Каждый видит по-своему. Для меня ты – детское воспоминание, юношеское предчувствие и ощущение, свойственное зрелости.
Я ощущаю Родину как длинную дорогу. Она начинается там, где над Финским заливом встает Солнце, поглощая остатки белой ночи. Там, где на улице Марата остался дом, в котором мой дедушка ел побелку со стен, чтобы выжить в Блокаду под равнодушный стук метронома.
Вьется вдоль Пулковского меридиана трасса под названием «Е-95» по новой классификации дорог. Города и поселки, леса и болотца, желтые поля, реки и лесостепи Киевской области где-то далеко впереди.

Старая «E95» - из песни, между Петербургом и Москвой, тоже преподнесла мне когда-то урок в далекие 80-е. Родина – это гостеприимство. Как же естественно было остановиться у любого дома по дороге и попросить воды. Никто никого не боялся, все были одинаково небогаты и одинаково щедры. Мы часто ездили с бабушкой и дедушкой на дачу, и мы всегда могли попросить помощь у любого нашего соотечественника. Помню, как меня поила водой из кружки совершенно чужая женщина из придорожного дома. По окнам стучал летний холодный ливень, на экране телевизора скакали «Неуловимые мстители», а дети за столом отмечали День Рождения сына хозяйки. Нас просили остаться, не ехать в дождь, сесть за стол и отпраздновать вместе. Мы не злоупотребили гостеприимством, но детское воспоминание о коротком эпизоде жизненной дороги все еще со мной. Именно такие моменты рождают в душе первое, теплое ощущение Родины. Увы, сейчас даже представить себе такое невозможно. Каждый сам за себя, боится ближнего за своей дверью и считает деньги. Забота о соотечественниках не превращается в звонкую монету. Мы оскотинились, мы стали чужими друг другу. А без этого Родина – это только понятие.
На новой «Е-95» остается в стороне Пулковская обсерватория, мелькает над головой высокое северное небо. Показывается Выра, верстовые столбы и Домик станционного смотрителя. Родина – это повести и сказки, прочитанные в детстве. Это Пушкин как осознание того, что ты думаешь и говоришь по-русски. Пушкинские места встретятся по дороге вновь. Через час-другой после Выры покажется Опочка («И путешествия в Опочку, и целованья под Луной…»). За ней – поворот на знаменитое Михайловское, где во время ссылки Пушкин писал лучшие свои произведения.
А между Вырой и Псковскими лесами лежит детство другого писателя – Владимира Набокова. Бледно-лиловый особняк на высоком холме над течением Оредежа. Имение Рождествено хранит память о вечерах Рукавишниковых-Набоковых, ловле бабочек и первой любви. Каждая линия пейзажей, увиденная когда-то детскими глазами, проступает в набоковской прозе. Творя, он изобретал машину времени, чтобы вновь вернуться в детство, домой. Родина – это двор, увиденный детскими глазами и запомненный навсегда, это память вопреки всему, прошлое, которое невозможно забыть.
На подступах к Пскову - памятник знаменитой 6-й десантной роте. Мирно мерцают под куполом парашюта 84 свечи по числу не сдавшихся воинов, мужественно принявших бой на высоте. Навсегда вписан в историю их подвиг… Вечером тут тихо, едва видны фамилии героев под куполом. Мимо воли думаешь, что кончилась та война, но где-то все еще идут другие. И невозможно не понять, что Родина – это храбрость и способность к самопожертвованию.
Мелькают леса и деревеньки Псковской области. Где-то здесь жили мои предки и до сих пор живут дальние родственники. Как часто мы не знаем, откуда мы, нашу генеалогию и историю рода. Говорят, что все люди – братья и сестры. Потому понятие Родины зачастую гораздо шире, и ограничивается только нашей жадностью и неосведомленностью. Мои предки жили здесь, в Ленинграде, на Донбассе, в Днепропетровской и Воронежской областях. Мы часто забываем, что все мы – большая семья. А границы и убеждения – только в наших головах.
Граница Беларуси и России – это дорожный знак «стоп». Так и должно быть в настоящей семье. Но Украина – мой нынешний дом, который будет далеко впереди, возводит границы и стены. За окном машины необжитые просторы трех славянских республик, и я часто думаю, как много у нас земель. Мы можем жить в мире, нам всем хватит места, хватит красот и богатств природы. Наша Родина – это щедрость. Она не считает, где чей кусочек. Наша Родина там, где мы можем быть счастливы, не нанося вреда друг другу. В конечном итоге, самое ценное на нашей земле – это мы сами.
Витебск – центр пути между Киевом и Петербургом. Испещренные трамвайными путями ровные ладные улицы, концертные площадки Славянского базара и аккуратные церкви. Густые белорусские леса овеяны легендарной партизанской славой. Сквозь ели и березы часто видны остатки линии Сталина, доты. Страшные бои помнят эти строения. Люди сгорали в них заживо, но держали оборону даже спустя несколько месяцев после вторжения гитлеровцев. Родина – это историческая память, бережное отношение к тем, кто погибал, защищая нас, увековеченье их подвигов.
Меняется ландшафт: леса уступают место полям, мы пересекаем Днепр – нашу общую реку. А в архитектуре деревень кирпичные дома вытесняют деревянные срубы. Аккуратные цветные заборы и дома белорусских деревень, вспаханные поля и пасущиеся коровы. Родина – это труд, это созидание и привязанность к земле. Мы все похожи этим. Так мало в сущности принципиальной разницы между деревнями трех славянских республик.
Остается позади Гомель – и приближается украинская граница. Не должно ее быть, по недоразумению, из жадности и страха стоят здесь будки пограничного и таможенного контроля. И все больше нарастает искусственно созданная пропасть… Копают украинцы рвы, ставят брустверы вдоль дороги и танк, направленный дулом на добродушных братьев-белорусов.
Земля наша, кровь и история дорого берут за разделение. Зеленые купола церквей Черниговщины напоминают об объединяющей нас вере. Наша Родина – Святая Русь. И только в единстве трех наших народов ее подлинная святость. Именно здесь, на землях Черниговщины, где бился князь Игорь с половцами, вспоминаются пророческие строки из «Слово о полку Игореве»: «Сказал брат брату: «Это мое, и то мое же». И стали князья про малое «это великое» говорить и сами на себя крамолу ковать».
Меняется жизнь, не стоит на месте цивилизация. Но аисты все так же вьют гнезда, только теперь – на высоковольтных столбах, а луга все так же пестрят цветущими травами. И все так же жадность и гордыня не дают нам жить в мире.
Показывается Киев, мой нынешний дом. Стоит сотни лет, блестит сусальным золотом куполов, смотрит зелеными холмами на могучее течение Днепра. Дает себя завоевать, продает, покупает. Киев приходит в упадок, забывая родство, и возрождается вновь, обретая корни. Родина – это единство и мир не смотря ни на что, надежда на лучшие человеческие качества, любовь к людям, которые тебя окружают. Несмотря на различия и вопреки недостаткам. Принятие соседей, сослуживцев, друзей, их позиции и их образа жизни.
Я уже дома, а дорога следует дальше. Скоро покажется Белая Церковь. Большинству знакомая по строкам Пушкина:
«Луна спокойно с высоты
Над Белой Церковью сияет
И пышных гетьманов сады
И старый замок озаряет».
Дальше будет Умань с прекрасной Софиевкой, долгие километры степей, раскаленные под южным солнцем и Одесса, где обрывом с Потемкинской лестницы дорога кончится, как и начиналась – морем.
Местом вечной скорби и памяти навсегда станет одна из центральных площадей Южной Пальмиры. Куликово Поле – символ объединения разрозненных славянских племен много лет тому назад, символ попранного единства сейчас. Но слишком много жертв принесено, и слишком черной стала смута. Наша Родина жива, покуда еще есть в нас силы испытывать боль за своих братьев. Пока есть силы помнить и бороться, пока есть силы искупить и простить – есть еще маленький шанс. И рассвет обязательно наступит. Сбудутся слова Вадима Негатурова:
Русь Святая! Шагая сквозь пламень веков,
не искала ты в пламени броды,
сил своих не щадя, побеждала врагов
и спасала другие народы.
Светом Правды, что дарит нам Бог в небеси,
возрождалась славянская сила,
укреплялись в единстве три части Руси –
- Беларусь, Украина, Россия…

Автор:
Мисс Ю.

Комментариев нет:

Отправить комментарий