вторник, 29 июля 2014 г.

Участник конкурса в номинации "Поэзия" Олег Гетьманцев.

1.

- Собирайся, брат Ослябя,
Крикни Пересвета.
Вы кривым татарским саблям
Принесли обеты!
Разольётся этой ночью
Время алой юшкой,
Пересвета меч наточен,
Загустел мёд в кружке,
Смерть расчёсывает косы
Гребешком зелёным,
Не вернётся много россов
К матерям и жёнам.

В Лавре, на реке Непрявде,
Всякий воин – инок,
Остригут на саван пряди
Русых кудрей длинных…

- Брат Ослабя, принимаю
Вызов Челубея.
Обещаю, умирая,
Удержусь в седле я.
Помнишь, как с тобой ходили,
По Оке на Каспий,
Спать под звёздами любили,
Пить вино до капли.
В битве каждой – новый подвиг,
Девицы да деньги!
Только вдруг позвал на постриг
Радонежский Сергий.
И забыты были битвы
В сумеречных кельях,
Послушания, молитвы,
Из дерюг постели…

Смотрит поединщик дюжий
Мрачно из-под лобья,
Плечи мы свои напружив,
Опустили копья.
Разорвал удар кольчугу.
Всё, смертельно ранен.
Но смотрю, упал без звука
Сбитый мной татарин!
Отхожу я, брат Ослабя,
Ближе стало небо!
Миг ещё – совсем ослабну,
Усидеть в седле бы!
Взвился конь, душа взлетела,
Русский замер лагерь,
Но за плечи держит тело
Радонежский ангел!
2.

- Пересвет, говорят, у копья Челубея,
Чем у копий других, древко много длиннее.
И поэтому он, сильно дав между рёбер,
Всех соперников в раз вышибает из сёдел.

- Пересвет, это проигрышный поединок,
Упадёшь ты бесславно на твёрдый суглинок,
Ведь недаром туманы всё утро  клубились,
Словно саваны белые в травы ложились.

 - Пересвет, ты – монах и давно уж не воин,
Богатырский твой дух ектеньёй успокоен,
А татарин силён, Человек Длинной Воли,
Не одну сотню он положил в чистом поле!

 - Братья русичи, однополчане, вы – правы,
Инок я недостойный известной всем Лавры!
И, себя осеняя спасительным знаком,
На ристалище выйду, как должно, монахом!

Снял доспехи и бармы, нагрудник защитный,
И Осляби отдал щит чеканкой повитый.
Крест под рясою скрыл, что был в детстве подарен.
- Ну, давай побратаемся в смерти, татарин!

Не курганы гудят и не мельницы мелят,
Это кони храпят, бьют подковами землю.
Кто-то тихо сказал:
 - Ох, как травы пригнулись…
А за облаком коршун и ястреб схлестнулись.

- Бейте божьих врагов, веру предков храните.
Вот и полдень! Пора! Солнце встало в зените!
Поклонился.
 - Простите за дело и слово!
Умирать в чистом поле для русских не ново!

Все свои рубежи, Пересвет, пресёк ты,
Вот последний, а дальше покой и высоты.
Рвётся конь, не сдержать устремления эти
Ты на этом коне вылетаешь в бессмертье!

Вон татарские тьмы, вот полки московитов,
Солнце жёлтыми мёдами в небе разлито.
Кони близко сошлись, треск от треснувших копий,
Смерть, как чёрный борец плечи всадников горбит.

И копьё разрывает суставы и жилы,
И теряет удар, в плоти вязнущий, силы.
Небосклона простор милосерд и безбрежен.
И впервые степняк в поединке повержен.

Пал в ковыль Челубей, сплюнув «чёрт» по-татарски,
Где-то вскрикнул кулик над болотною ряской,
Стрелы русских бойцов загудели, как шершни,
И держался в седле Пересвет отошедший.

Челубей был искусным и сильным копьеборцем. К тому же он имел свои хитрости не только в тактике боя, но и в экипировке. В частности, его копьё было ощутимо длинней, чем принятые в то время копья, благодаря чему, он выбивал своего соперника из седла раньше, чем тот сам успевал нанести удар.
Александр Пересвет, будучи до иноческого пострига боярином на военной службе и прошедший много военных кампаний, знал об этой особенности противника, поэтому, перед поединком, он снял с себя защитные доспехи, отказался от щита, крепко примотал левую руку к конской узде и вышел на поле только в одежде схимника,  вызвав недоумение и смех не только татар, но и многих русичей.
Мягкие ткани тела погасили силу удара копья Челубея, Пересвет же успел нанести смертельный, выбивший татарина из седла, удар. Примотанная же к узде рука помогла удержаться мёртвому телу на коне. Московские войска получили право преимущества первой атаки, отчасти повлиявшее на общий исход сражения.
За проявленную военную доблесть и подвиг самопожертвования, бывший боярин Пересвет, в великой схиме Александр, причислен Русской Православной Церковью к лику святых.

Комментариев нет:

Отправить комментарий