вторник, 29 июля 2014 г.

Участник конкурса в номинации "Публицистика" Аблаев Бекир.

« Я пронес тоску по родине через всю свою жизнь»


«Прошлое нужно помнить,
но им нельзя жить…»

В истории человечества было немало разных катаклизмов и потрясений, различных войн; справедливых и несправедливых. Особенны ужасными были войны за передел мира и сфер влияния. Каждая из них оставляла свой страшный след в биографии людей. Самой кровавой и жестокой бойней прошлого века, принесшей страдания десяткам миллионам жителям нашей планеты стала Вторая мировая война.
Последствия ее до сих пор ощутимы во многих семьях постсоветского пространства. Нет, наверное, на просторах СНГ семьи, которой не коснулась эта война; у кого-то погибли родные и близкие, у кого-то бабушку или деда угнали в рабство фашисты, а где-то вовсе все село сожгли или живьем всех жителей закопали. Одной из позорных страниц кровавой бойни стало необоснованное обвинение в предательстве и как последствие этого, депортация с исторической Родины целых народов. Начали с немцев Поволжья и корейцев Дальнего Востока. А затем выселили калмыков, чуть позже чеченцев и ингушей, карачаевцев и балкар с Кавказа и, конечно же, армян и болгар, караимов и крымчаков, греков и немцев, а так же крымских татар с Крыма. И эти невинно оболганные люди через всю свою жизнь пронесли горечь потери Родины, прошли через страшные унижения и оскорбления, и до сих пор, вот уже 70 лет живут с надеждой, что когда - то их реабилитируют. Среди тех, кто надеется и Зинедин Бекиров- житель Нижнегорского района. Он, с ужасом вспоминая, этот проклятый майский день рассказывает:
- Наша дружная семья проживала в деревне Уркуста Балаклавского района.
Ранним весенним утром, 18 мая 1944 года к нам в дом ворвались три вооруженных офицера НКВД и с криком: “От имени Правительства СССР вы высылаетесь на неопределенный срок”, приказали покинуть дом в течение 15 минут. Родители успели взять постельные принадлежности и немного продуктов. Сестры взяли кое-какие вещи, я же схватил школьную сумку и наполнил ее книгами. Мать хотела взять ручную швейную машинку, но офицер начал ее материть и кричать: “Оставь…, а то буду стрелять”. Вывели нас из дома и закрыли дверь на замок. Погрузили всех на телегу и отвезли на край села возле кладбища. Около 9 утра на сборном пункте нас нашла корова, которую мы отвязали перед тем, как выйти из дома. Она подошла к маме и начала ее лизать. С вымени текло молоко, а из глаз – слезы. Мама обняла свою любимую кормилицу и горько заплакала. Сестра Вайде с разрешения работников НКВД подоила корову, и мы в последний раз выпили ее молоко.
Там мы простояли, пока не стемнело. Привезли нас на станцию Сюрень, где затолкали в грязные, товарные вагоны. Нас было около ста человек. В вагоне не было ни воды, ни туалета. Нужду справляли в ведро.
-А что же было дальше?
-Двери не открывали до города Саратова. На станции впервые открыли дверь и предложили суп из соленой рыбы, который был настолько вонючим, что я, хотя и был голодным, не смог съесть. Больше нас не кормили. Каждая семья, как могла, боролась с голодом. На больших станциях мы приносили воду, и женщины готовили еду из тех запасов, которые взяли из дома. Медицинского обслуживания не было. На остановках спрашивали: “Мертвые есть?”, если были, брали и выкидывали их подальше от железнодорожного полотна.
-Куда вас везли, сколько вы добирались, и как жилось на чужбине?
-Никто не знал, куда и зачем нас везут, и сколько дней или недель мы будем добираться. В 20-х числах июня мы прибыли в Узбекистан. В вагонах все завшивели, поэтому сначала нас отвели в баню на санобработку. Не могу точно сказать, как так случилось, но у меня не было никаких документов. Привезли нас в хлопководческий совхоз “Савай” Кургантепинского района Андижанской области. Мой дедушка аджы Менъли-Омер, когда-то зажиточный хозяйственник, вместе с женой, моей бабушкой совершивший паломничество в священную Мекку и Медину, умер от голода в 1944 году в Узбекистане. Через год умер отец, младших братьев Сададина и Зиядина отдали в детдом, но и они умерли там от болезней и голода. Сестра Вайде тоже не выдержала страданий. Старшая сестра Насибе на момент высылки училась в Керчи, поэтому она попала в Самаркандскую область. Остались только я и мама. Вскоре мама тоже сильно заболела, и ее забрали в больницу на станцию Грунч-Мазар. Я каждый день собирал в поле вязанку хвороста и менял ее на базаре на одну лепешку. Как самую большую драгоценность привязывал ее на грудь и бежал по шпалам в больницу. Другой дороги я не знал. Иногда мне везло, и я добирался до больницы на товарном вагоне. Потом мы вместе с мамой ели эту лепешку.
-Удалось спасти маму?
-К сожалению, нет. Она пролежала в этой больнице больше двух месяцев, но на поправку не шла. Однажды ко мне навстречу вышла медсестра и сказала, что мама умерла, и попросила привести взрослых. Я побежал сначала к одной тете, затем к другой, потом к дяде. Но никто не смог мне помочь. Решил разыскать сестру, которая на днях приехала с односельчанами из Самарканда в соседний колхоз. Пробегав весь день, наконец-то нашел ее. Теперь мы уже вместе побежали в больницу. По дороге встретили самую младшую сестру отца Кенджегуль, которая пошла с нами. В больнице среди сложенных тел нашли маму. Тетя кое-как обмыла ее, завернула в ее же платок, и мы втроем похоронили маму во дворе больницы. Это был самый страшный день в моей жизни.
- А как дальше складывалась ваша жизнь?
- Хотя учительница всегда хвалила меня за успехи, в школу я уже давно перестал ходить – не было ни еды, ни одежды, ни обуви. Чтобы не умереть с голоду, вынужден был пасти коров, баранов у узбеков. Затем устроился работать в гараж. Сестра тоже работала. Вскоре она вышла замуж, меня же забрали служить в армию. Во время дежурства на посту в 1957 г. в Вологодской области России впервые услышал родную “Хайтарму” и не поверил своим ушам. На душе и радость и надежда на скорейшее возвращение. Но ждать пришлось еще долгих тридцать лет. В армии освоил вождение и после службы работал в совхозе трактористом. Был отличником квадратно-гнездового посева, победителем многих соцсоревнований. Но работал ударно я не за награды, а чтобы поскорее встать на ноги, создать своим детям условия, которых был лишен сам.
- Не ущемляли по национальному признаку, ведь все- таки были представителем «народа-предателя»?
-Ущемление из-за своей национальной принадлежности я чувствовал на протяжении всей жизни. Еще в детстве, когда я сорвал с дерева несколько абрикосов, хозяин дерева привязал меня на всю ночь, на цепь к этому дереву. В армии обзывали и чуркой, и предателем. Если бы не умение постоять за себя, вряд ли бы вернулся целым и невредимым. У меня очень много наград за трудовые заслуги, но ни в одном наградном листе, ни в удостоверениях к орденам и медалям фамилия и имя не написаны правильно. Как только ни писали;- и “Бакиров Зайниддин”, и “Багиров Зийнидин”, но только не Бекиров Зинедин. А однажды приехали корреспонденты газет “Советский Узбекистан ” и “Правда Востока” вместе с директором совхоза Базарбаем Абдурахмановым. Этот лицемер достал из кармана новенькую узбекскую тюбетейку, в которой меня должны были снимать для газет. Я отказался и сказал, что привык к своей фуражке. Директор хотел насильно надеть на меня тюбетейку, но я сорвал ее с головы и выкинул далеко. После этого мне не дали работать в совхозе, и я перешел в автобазу шофером.
- А боролись за возвращение на родину и когда вернулись?
- Конечно, не без этого! В национальном движении за возвращение в любимый Крым участвовал с самых первых дней. К сожалению, из-за того что был неграмотным не мог составлять письма, обращения, но под всеми народными документами подписывался, всегда сдавал и собирал деньги для делегатов в Москву. Меня неоднократно вызывали для беседы к начальству, в милицию и КГБ, запугивали и предупреждали, но я неизменно отвечал о желании вернуться в Крым. Я пронес тоску по родине через всю свою жизнь.
Наконец-то в 1986 г. моя мечта сбылась, я вернулся в Крым. От моего родного села остались только лишь камни, поэтому купил домик в селе Ильичево Ленинского района. Но желание быть поближе к родному дому было сильным, и поэтому в 1998 году переехал семьей в Нижнегорский район, где и живу со своей большой и дружной семьей. Живу и надеюсь, что государство наконец-то наберется мужества признать депортацию крымских татар актом геноцида и извинится перед народом.








Дорога домой





Как-то несколько лет назад к нам приезжали гости из Джанкоя. Как выяснилось, они были земляками нашей семьи ещё по Крыму, а в годы депортации все вместе жили в городе Джума. После обычных расспросов типа: как вы? где вы? как обустроились? Уже было выпито традиционное кофе, на столе стоял свежезаваренный чайник чая с конфетами и печеньем. Женская часть гостей пошла на кухню посудачить о своём о женском, а заодно приготовить обед, в комнате остались дед Абдурешит, гость, которого дед называл просто по имени Нури и я. Я устроился рядом с дедом, готовый выполнить любую его просьбу. И тут началось самое интересное – начались воспоминания. Старики стали вспоминать о своей юности, о жизни в довоенном Акманае, и, конечно же о тех днях, когда они переехали, а вернее вернулись в Крым. Тут гость спросил дедушку Абдурешита:
А ты помнишь, Абдурешит, как мы возвращались в Крым? Ты помнишь те самые первые мгновения, когда ты вступил на крымскую землю.
Дедушка Абдурешит прищурился, улыбаясь чему-то и не торопливо начал свой рассказ. Было видно, что эти воспоминания доставляют ему истинное удовольствие.
В конце 80-ых, - начал дед, - когда полным ходом шла перестройка, крымские татары начали массово возвращаться на свою историческую Родину.
- Дедушка, а, что такое перестройка? – удивлённо спросил я дедушку
- Не перебивай! – сердито сказал он, - и никогда не встревай в разговор взрослых. О перестройке вам расскажут в школе, - назидательно добавил он. Ему не хотелось перебивать свой рассказ, объясняя мне, что такое «перестройка». Затем, собравшись с мыслями, дед продолжил свой рассказ.
- Тогда, если ты помнишь, все разговоры были только о Крыме. Мы, мечтавшие вернуться на Родину, согласны были жить в любой части Крыма: в хуторе, деревне, районом центре, в городе, лишь бы только всё это находилось в Крыму. Как мы завидовали тем своим соотечественникам из числа наших близких, родственников, знакомых, друзей, соседей, которые уже сумели перебраться на Родину. Но мы с женой по известным причинам оставались в Узбекистане – не продавался наш дом.
- А какой у вас в Узбекистане был дом? – опять не удержался я.
- О-о-о! – сказал дедушка, посмотрев на меня, - дом у нас был одним из лучших в Джуме: большой, на две семьи, газифицированный, с ухоженным садом, с высокими виноградниками. Но с отъездом многих крымскотатарских семей, цены на дома упали, за наш дом не давали и полцены его стоимости. Местные знали, что мы всё равно уедем, и они хотели купить его за бесценок. Зная, что в Крыму цены на дома космические, мы ждали более или менее настоящего покупателя. Все наши дети находились уже в Крыму и по телефону торопили, просили быстрей заканчивать дела и ехать в Крым.
- Абдурешит, - перебил деда гость, - а долго вам пришлось ждать? Нашёлся покупатель? Я представляю, что вы тогда переживали…
- Да, Нури, долго. Вы уехали, как мне помниться в 1989 году. Мы устали ждать, и, в конце концов, продали свой дом покупателю, который дал чуть больше, чем предлагали остальные. Я не жалею об этом. За пятьдесят лет, которые мы прожили в Узбекистане, мы многого добились. Наш народ на чужбине сумел выжить, построить дома, родить и поднять на ноги своих детей, дав им образование, сохранить свой язык и культуру. Пятьдесят лет мы прожили в Узбекистане и всё это время мы знали, что живём в гостях, что рано или поздно справедливость восторжествует, и мы вернёмся на землю своих отцов и прадедов…
… И вот наступил тот долгожданный, счастливый день, когда мы сидели в мягких креслах воздушного лайнера «Ту-154» и летели, наконец-то, в Крым. Сколько бессонных ночей, сколько раздумий, сколько переживаний предшествовало этому дню. Да, я знал, что в Крыму меня уже ждут мои дети, что они всё сделают, чтобы мы чувствовали себя там комфортно. Но и, тем не менее, встреча с Родиной через полвека - это не шутка! Я оглядывал пассажиров самолёта, и сердце наполнялось радостью, потому что их большую часть составляли крымские татары. Это было видно по разговорам, звучавшим в салоне на крымскотатарском языке, на головах стариков, как и на мне, были чёрные, серые колпаки (национальные крымскотатарские шапки), на их лицах можно было прочитать, некоторое волнение вперемешку с радостью – ведь они тоже ехали домой! Я сидел и молча, молился, просил Всевышнего о том, чтобы в полёте ничего не случилось. Чтобы мы увиделись со своими детьми, близкими, чтобы Аллах предоставил мне возможность увидеть свою родную деревню Акманай. Аллах услышал мои молитвы. После промежуточной посадки в Минеральных водах, наш самолёт благополучно мягко приземлился в аэропорту города Симферополя.
И вот мы делаем первые шаги по родной земле. Это не забываемые ощущения. Взяв свой багаж, мы вышли из здания аэровокзала, и стали искать глазами сына Абкерима, который должен был нас встретить. Вдруг мы услышали родную крымскотатарскую мелодию песни «Гузель Кърым» (Прекрасный Крым), модную в конце 80-ых, какие-то музыканты исполняли вживую. Особенно выделялась труба. Это было до такой степени неожиданно и приятно, что мы, а вместе с нами и другие крымские татары, только что прилетевшие в Крым, в недоумении, но с улыбками на лицах смотрели в ту сторону, откуда лилась эта мелодия. Все пассажиры, в том числе и мы, подумали, что встречают с музыкой кого-то из крымскотатарских знаменитостей. И каково было моё удивление, когда я увидел, как рассекая идущих навстречу пассажиров, прямо к нам идёт мой сын Абкерим, а рядом с ним идут музыканты, которые уже перешли на крымскотатарский марш. И тут только до меня дошло, что это нас с женой так торжественно встречают. Сердце переполнялось гордостью за своих детей, за себя…Радость встречи описать невозможно, мы еле сдерживали эмоции. Мы, конечно же, обнимались, целовались, нашей радости не было предела! Задавали друг другу дежурные вопросы о самочувствии, о здоровье, хотя всё это было сейчас лишним - радостные лица говорили сами за себя…
Сын тут же познакомил нас со своими друзьями. Встречающие и прилетевшие нашим рейсом пассажиры, останавливались рядом с нами и с улыбкой долго смотрели на нас, потом продолжали свой путь. Затем нас пригласили в микроавтобус, и мы поехали в п.г.т. Сеитлер. Всю дорогу я смотрел в окна и не мог налюбоваться пейзажами Крыма. За окнами стояла глубокая осень. Деревья, которые росли вдоль трассы, полным ходом сбрасывали последние пожелтевшие листья. Вспаханные поля сменялись сёлами, и всё это было до такой степени родным и близким, что хотелось плакать от счастья - это были картины моего родного Крыма. Когда проезжали Карасубазар (ныне Белогорск), я попросил сына остановиться. С этим городом меня ничего не связывало, но я столько слышал об этом древнем городе, что захотелось хотя бы минуту постоять на этой легендарной земле и подышать его воздухом.
И вот наконец-то, мы подъехали к Сейтлеру. Это посёлок городского типа, в котором смогли обосноваться мои дети. Посёлок мне сразу понравился, понравились широкие, озелененные, благоустроенные улицы, аккуратные дома. Со слов сына я знал, что это районный центр, что здесь есть три школы, работает консервный завод, знаменитый на весь Союз, мелькомбинат и другие предприятия. Кроме этого, что не мало важно, есть автовокзал, а рядом находиться железнодорожная станция «Нижнегорский». Машина, в которой мы ехали, сбавила скорость, и медленно свернув к обочине, остановилась на улице Крымской у дома №69. Наш водитель хотел просигналить, чтобы известить ждавших нас домочадцев о нашём приезде, но в эту минуту открылась калитка и к машине бежали мои дети и внуки. Эта встреча прошла гораздо эмоциональнее, чем встреча в аэропорту. Было много слёз радостей. Мы обнимались, целовались, смотрели друг другу в глаза как – будто бы хотели ещё и ещё раз убедиться в том, что мы все вместе и, что мы уже в Крыму!!! Из близлежащих домов, выглядывали соседи, которые улыбаясь, смотрели на нас и радовались вместе с нами, а некоторые из них подошли, поздоровались, и поздравили с благополучным приездом.
Дедушка Абдурешит посмотрел на своего гостя и добавил:
- Знаешь, Нури, из всех дорог самая лучшая дорога, - это дорога домой! Ты согласен со мной?

Комментариев нет:

Отправить комментарий