вторник, 29 июля 2014 г.

Участник конкурса в номинации "Поэзия" Фазулина Майя.

Сказ о Салтане Апраксиевиче
(былина)

Жил во честном во граде во Чернигове
Старый  казак Салтан Апраксиевич.
Ехал когда он   по лесу, да по полю,
Земля дрожала под копытами коня его.

Во всю-то  богатырскую во прыть,
Скакал он через море, да чрез океаны,
Во славный во город,
Во славный Киев-град.
Вот приехал он ко двору, ко княжеску,
К Владимиру, да к Красно-Солнышку.
Вышел его встречати - то, сам князь Владимир
И спросил его он ласково:
"Ты богатырь- честной, какого звания?
Да какого рода ты?"
"Я богатырь честной,
Салтан Апраксиевич!"
И повёл его тогда Владимир   Красно-Солнышко
Во палаты в белокаменны,
Показал ему дворец весь свой
И спросил он у Салтана Апраксиевича:
"Ну, что Салтан? Дивился ли ты,
Моему богатству-то?! "
"Богато князюшко, ты поживаешь!"
И вот сказал тогда Владимир:
"Так сослужи ж, ты мне, Салтан Апраксиевич, службу -то.
Службу богатырскую!
Я дам тебе уж половину всей моей казны,
Коль ты  послужишь для меня!"
Тогда сказал Салтан Апраксиевич,
Благородный Салтан отвечал:
" Денег мне не надобно,
Великий князь!
Я и так рад тебе уж послужить-то!
Чтобы службу сослужить,
Денег мне не надобно!"
И сказал тогда Владимир, Красно-Солнышко:
"У реки-то у  Смородины,
Да за тридевять земель,
Стоят сейчас палаты,
Князя Черно-рЕка.
Этот князь, как Черномор,
Зол  и кровожаден он!
Поедает он ночь, почти каждую,
Девиц - красных,
Красавиц писанных!
Вот, Салтан Апраксиевич,
Ты спаси их, и убей
Злого князя Черно-рЕку.
Так что вот какова служба-то у меня?!
А я тебе за то тридцать девять земель подарю!"
" Уж, спасибо, тебе князь Владимир!
Да, не нужно -то  мне этих
Тридцати- то  девяти земель!
Я и так всех девиц, да красавиц
От Черно-реки избавлю!
Нужна мне лишь служба богатырская,
Чтоб мог я коня своего потешить,
Да мечом слегка помахати!
Да палицей поиграти!"
***
И вот отправился Салтан,
Во чисто-поле на коне -то на своём,
Да на огОнь-коне, да на гОре-коне!
Словно камень тверд тот конь,
Но горяч он, как очаг пламенный!
Когда ехал- то Салтан Апраксиевич, да по полю-то,
То земля задрожала под копытами  коня - то его.
Ехали, неслись они
Во всю-то прыть, во всю конскую...
Пролетели  сто холмов,
Перепрыгнули озёра,
Залетели за поля,
И приземлись
У реки-то у Смородинки,
Рядом со шатрами,
Князя Черно-рЕка.
И вот выходит князь,
Сто локтей от Земли,
И несёт с собой палицу
Во двенадцать пудов.
И вот встаёт Салтан Апраксиевич
Со своего коня горячего,
Берёт он свою палицу,
Что тринадцати пудов веса.
И как ударит он  Черно-рЕка,
Прямо по главе,
Да по шапке золотой, что на той главе была.
Да так, что въехал Черно-рек,
По пояс сразу в Землю.
Но он тут же вышел,
Да как ударил, Салтана  Апракисиевича,
Да прямо по устам,
Своей-то двенадцати пудовой  палицей.
Пошатнулся  Салтан ,
И упал Салтан,
И остался у него  шрам  во всю-то губу.
Но поднялся Салтан,
Да схватил Салтан свою палицу,
Свою палицу тринадцати пудовую,
Да как хватит он Черно-рЕка,
Да как хватит он его палицей,
Да прямо об столетний дуб.
И тут же вышебло дух из старика,
И не стало злого  Черно-рЕки.
А Салтан, взял свой меч,
И отрубил он голову  Черно-речью,
И повесил он её на коня своего.
И вот выходят из палат Князя злого,
Князя злого, да уже не срашного,
Пятнадцать девушек,
Пятнадцать   красавиц,
И восхваляют они его,
Своего освободителя,
Салтана Апраксиевича!
Слава! Слава! Слава!
Салтану Апраксиевичу!
Слава! Слава! Слава!
Великому победителю!
И вот домой он их повез!
На его могучего коня,
Да на коня огромного,
Да на коня  высокого,
Все пятнадцать-то уселися!
И поехали они во славный Киев-град.
А во Киеве, во граде,
Вышел их встречать - то  сам князюшко,
Сам Владимир, Красно-Солнышко.
Пир устроили горой,
Прославляли  Салтана Апраксиевича!
И я там был,
На гуслях играл,
С девицами плясал,
Мёду отпивал,
Да, на гусли потекло,
И под стол затекло.
Тут и сказу-то конец,
А кто слушал, молодец!


Комментариев нет:

Отправить комментарий