воскресенье, 7 сентября 2014 г.

Участник конкурса в номинации "Проза" Боровский Илья

Святой лабиринт                    

  Москва. Золотая столица. Серебреная столица. Вообщем наше все! К тому же самый крупный  населенный пункт Российской Федерации. Именно здесь сходятся судьбы, здесь падают на самое дно и взлетают на край небосклона, кроме того,  здесь построены, лучшие институты страны, великолепные  офисы и фирмы, фирмы, фирмы, фирмы, фирмы, а также государственные учреждения, бесконечные выставки и  легендарные музеи, гипермаркеты, супермаркеты, минимаркеты, и просто маркеты.   Это место всегда служило приманкой для миллионов, приманивая  деньгами, надеждами, движением жизни.
И в самом центре ежедневно работает эта центрифуга, заглатывая одних и не давая выбраться другим. Каждый год со всей страны  люди направляются в этот мегаполис, и…….кто-то пропадает в ритме города, другие уезжают, вырвавшись из золотой клетки, третьи  идут на сделку с криминалом, опускаются на дно, начинают пить, гулять и материться матом. Так повелось на Руси, Московской Руси. И я на какое-то мгновенье ежегодно  попадаю в паутину  этих перекрестков и развилок, переходов станций и перезвонов колоколов,  в дисгармонии звуков отыскивая тоненькую, еле слышную знакомую сердцу мелодию жизни. Здесь я ее слышу, вижу и полной грудью, вдыхаю ароматы будней.
        Я дышу. Как дышу! В этом городе, в котором не осталось ни грамма чистого кислорода. Я брожу, вдоль аллей, болтаюсь как селедка в бочке, становлюсь старее, с каждой новой минутой, уносящейся по проспектам вдаль. А время потихоньку убегает все дальше и дальше, бьет маятником по душе:
 -Тик! Так! Тик! Так! стрелка все идет и идет, я старею, слабею; гляди, не сегодня-завтра заболею каким-нибудь очередным штаммом и наверно умру, и увезут меня; будут вспоминать обо мне приятели дня три, а потом забудут, и имя мое перестанет быть даже звуком...  Жизнь не повторяется, и уж коли ты не жил в те дни, которые были тебе даны однажды, то пиши пропало... Да, пропало, пропало!
  Москва! Шесть букв впитавшие в себя копоть и дым истории. И здесь обратившись лицом к Красной площади,  я вглядываюсь вдаль. Только здесь, я постоянно вглядываюсь вдаль. Пытаясь разглядеть в мутных горизонтах свое отражение. Но вижу не себя.
    Ильинка, Варварка, Якиманка, Ордынка.  Названия, вычерпанные ложкой из древних сказок,  облачающие нас в костюмы  скоморохов и балагуров. Праздник, да и только!
    На самом спуске к «Москве-реке», прорастает сквозь землю необъятное «Чудо-дерево» с блестящими эклектичными наростами. Волшебный кулич, обсыпанный сахарной пудрой и кусочками карамели, со щепоткой корицы и ровными капельками глазури, вознесся над суетой большого города. Могучими ручищами, вцепившись в клочок земли (наверное, самой дорогой в стране), он взирает на нас, сверху вниз,  пробуждая  в каждой душе, дремлющие ростки любви и мудрости.  
  А между тем, я не ищу ответа; обратившись к ученым мужам, пытаясь раскрыть загадку этого растения, занесенного в заповедную книгу Красной площади. Я вновь и вновь вглядываюсь в эти стены, будто в страницы учебника. Перед глазами всплывают картины  торговли, работы ремесленников, развалы  крестьян, литература, музыка, живопись, архитектура, крестный ход на Пасху. Все  словно в зеркале отражается на этих стенах. Кто строит новую Москву, современные мостовые, клубы, бизнес-центры, оторвитесь от своих насущных дел и придите хоть на минуту сюда и взгляните на свое отражение.  Может быть, это отражение смерти, может  невежества, в ком то отразится разврат, с  разной гадостью и мерзостью, или даже  праздность, которая так мешает  жить. Как знать, может быть, это отражение  скромности,  благочестия, радушия. Придите сюда и посмотрите на себя, на себя другого, оторвитесь от фабрики  успеха, возможно,  это будет первый  шаг к счастью и гармонии.
   Закройте на минуту глаза. Видите, на темном полотне всплывают различные цифры, люди, даты. Легкий ветерок проносится по вашим волосам.
     Храм Покрова Божьей Матери (собор Василия Блаженного) - главный храм Красной площади и всей Москвы. Он был сооружен в  честь взятия Казани, входивший в состав Казанского ханства. Первого октября начался штурм Казани, закончившийся победой русского войска, случилось это событие в день покрова божьей матери.
   А затем шепотом ветра до нас доносятся легенды,  сказания  и различные истории, и старинные анекдоты. То ли правда, то ли вымысел? Что бы это ни было, в них хочется верить.
 Одна старинная легенда, долетевшая до наших дней, упоминает диакона написавшего над вратами храма: "Да будет едино стадо и один пастырь", русские в этот же день взяли Казань.
    То и дело слышится стук топоров, звуки каменной кладки, перекличка рабочих.
     Покровский храм возводили в 1555-1561 годах русские зодчие Барма и Постник Яковлев, (а возможно, это был один мастер - Иван Яковлевич Барма). Существует легенда, что, увидев храм, царь Грозный приказал ослепить зодчих, чтобы уже никто не смог  возвести подобное чудо .
    На вопрос царя: Можешь ли ты возвести такой собор еще где-нибудь, мастер ответил "Могу!" – чем и разгневал царя. "- Ты лжешь!" - вскричал Грозный и приказал лишить его обоих глаз, чтобы этот храм оставался единственным.
    Но вдруг внезапно, по телу пробегает жар. Все тело жжет. Будто к лицу подносят каленое железо. Тебе становится невыносимо страшно и  больно.
  В 1737 году Покровский храм сильно пострадал от пожара и был отреставрирован, а в соборе на тот момент стало 11 престолов, в том числе престол Александра Свирского. Во второй половине восемнадцатого века, в правление Екатерины Великой храм вновь подвергли пытке.  Под снос пошли шестнадцать маленьких глав, сохранив в основе восьмеричную символику, а шатровую колокольню соединили со зданием собора. Тогда же собор приобрел современную разноцветную окраску и стал настоящим украшением Первопрестольной.
  И вновь, слышны разрывы бомб. Земля стонет.  Палят пушки, по душе проносится табун лошадей, спасаясь от огромного пламени, еще большего, чем прежде.
  Храм вновь под ударом судьбы, но всякий раз хранимой божьим промыслом остается, цел и невредим.
   По одной из легенд, Наполеон намеревался перенести храм  в Париж, а пока в храме находились лошади французских гусар. Но те времена технике осуществить такую задачу было не под силу. В ответ на это Наполеон приказал  уничтожить храм вместе с Кремлем. Но огонь изменил  завоевателю. Жители города, совместно с проливным дождем не дали сбыться  этому злодеянию.
    В девятнадцатом веке, закатав в трубу Неглинку, из окантовки ее набережной сделали ограду для Покровского собора.
     Звонят колокола. Звон отдается в каждый нерв, в каждый сантиметр тела.
 В тысяча девятьсот тридцать шестом году  сподвижник Иосифа Сталина, Лазарь Каганович выносит предложение пустить исторический монумент по снос, дабы на Красную площадь могла въехать военная техника, и  открылся широкий  простор для народных шествий и демонстраций,  возносящих славу атеистической Страны Советов. Существовала легенда, что даже был изготовлена  особая  конструкция  с ансамблем Красной площади и Покровского собора, со съемным макетом последнего.
 «-А если его раз и убрать» - с этими словами Каганович вырывает собор из макета. Сталин, прикуривая трубку, долго смотрел на обезглавленную площадь, После чего произнес знаменитую фразу: "- Лазарь! Поставь на место!"
        Но постепенно звон утихает.  Дышится полной грудью. Сердце обволакивает покой. Я открываю глаза и  делаю  робко несколько шагов в сторону храма.
  Винтовая лестница, словно спущенная  с неба, ведет меня в  центральный храм, где вздымается ввысь необыкновенной красоты шатер, я долго вглядываюсь в иконостас и иду вдоль  узкого коридора по святому лабиринту галереи, которая ни как не закончится, словно пытаясь удержать меня здесь, еще на пару мгновений,  сплошь расписанную дивными узорами.
   В праздник Покрова, в середине октября, здесь совершается торжественная служба. Огромное количество горящих свечей, никого не оставляет равнодушным, и веками волнует души людей с измальства приходящих сюда.
   Я снова дышу. Как дышу! В этом городе, где  нет  ни грамма чистого кислорода, но в нем есть ты, святой лабиринт, в котором  каждый  непременно должен отыскать, свой единственный и неповторимый смысл жизни.


                                                         Драконы в душе
Старый друг!  Мое письмо к тебе может показаться беспощадным и жестоким.  И ты можешь справедливо заметить, что я сам погряз в грехопадении, в котором упрекаю тебя.  И все-таки я, не пытаясь взвесить оба наши существа на одних  весах, разобрал твою душу  на молекулы. Это только часть правды. Другая её часть состоит в том, что ты сам не остановил это процесс, и позволил взвесить все твои «за» и «против» на весах жизни.
   Ты должен, конечно же, помнить, что если попытаться уравновесить твою чашу весов, с одним мгновением моего, наполненного страданиями существования, то счет будет не в твою пользу.  Страх перед самим собой, заставляет  тебя цепляться за свою разбитую чашку весов.
   Мой друг! Теперь я все глубже осознаю, насколько много в нашей дружбе было психологических ошибок. Я боялся выбраться из  тесной скорлупы своего заточения, что и привело меня сюда. Ты бесцеремонно пытался влезть в жизнь, которая была слишком необъятной для твоей мелкой души.  Твоя незначительная жизнь интересовала лишь тех, кто варился в твоем маленьком котле.
   Твоя жизнь должна была проходить в привычной для тебя среде существования, сразу после того, как ты покинул пределы секции по современному «жизнеборью». Уже тогда, когда тебе стукнуло шестнадцать лет, ты представлял из себя, типичный пример современного молодого человека. И только твое отношение к своей жизни, вызывает у меня неодобрение.  В тот самый момент, когда ты осознал свое желание  крепкой и неподкупной дружбы, я полностью принял твоё желание, и в последующем, во всем разделял тягости твоей судьбы  с тобой, пока ты не оказался там, где ты есть, а я там, где есть я. Ничего плохого нет в том, что ты добился чего хотел.  Пусть даже способы достижения твоих целей нередко были эксцентричными.
  Мой друг! Помнишь ли ты, как ты искал своё счастье в семейной жизни? Как ты имел свойство постоянно терпеть рядом с собой тех людей, которые тебя терпеть не могли.  Ты непременно выносил весь сор из избы. Семейная жизнь была подобна алому знамени, развевающемуся над замком твоего благополучия. Но твоя среда, в которой ты варился все это время, все-таки выбралась наружу.  И ты приступил пределы моего семейного ареала. А моя муза, так легко поверила тебе, когда ты ворвался среди ночи на её васильковое поле и растоптал все цветы, связанные со мной. Спасибо тебе друг! Ты открыл мне глаза на близких мне людей, которым суждено стать чуждыми  моему миру.
 Я не строю трагедии даже из того, как ты внес разлад в мои отношения с отцом, он так нуждался в твоей помощи, а я был так далёк от его боли.  И даже  после этого эпизода, я оставался  героем своей истории, а не мучеником своей трагедии.  Что же, это типичная ошибка людей, искать черную кошку в черной комнате. Спасибо тебе  друг и  за то, что отец мой, по прежнему бодрствует, и в трудную минуту жизни окружен действительно достойными людьми, вроде тебя.
   Должен я тебя поблагодарить и за то, что оставил тогда меня на волю судьбы, в доме, который вовсе тебе не принадлежал. И хозяева того жилища, не приходились тебе такими закадычными друзьями, какими ты их представил. Я не осуждаю тебя, а скорее понимаю. И это понимание  становится тем больше, чем больше я провожу времени взаперти за высоким забором. Впрочем, у меня мало времени, не будем об этом!  Я не пытаюсь найти в тебе сострадание, у тебя интересная,  наполненная разнообразными событиями жизнь, и желаю тебе  не допускать  ошибок, выпавших на мою долю.
   Мой друг! Я также благодарен тебе за то, что ты помог мне сблизиться с богом. Вспоминая перипетии нашей с тобой судьбы, я не жду снисхождения за совершённые по глупости поступки. Оказалось, что с моим новым другом, мы едины во многих вещах, а прежде всего в силе характера. Думаю, ты не будешь ревновать меня к моей новой привязанности? Если нам удастся    встретиться вновь, я вас обязательно познакомлю. У вас наверняка найдется много общих тем. Одна из них – тема поэзии. Да, да он поэт! Кстати, именно он меня научил музицировать, коротая долгие вечера у одинокого окна, из которого, всегда, так весело наблюдать за  этим грустным миром,  именно он подкинул мне несколько тем для написания произведений. Друг мой, скоро весна.  Я трепещу от радости за то, что когда я выйду из дверей этого учреждения, на улице будет цвести сирень, запоют птицы, и я увижу, как душа моя врывается в этот прекрасный, но такой грустный мир. Кстати вот строчки, написанные под влиянием нашей с тобой дружбы:

                                            Письмо другу

                              Ты спрашивал в письме «- Как у меня дела?
                              Не рухнул ли бюджет? Не исхудала крыша?»
                              Я день и ночь звоню, в свои колокола,
                              Которые вокруг, едва ли кто услышит?

                              Звоню во весь напор, но это не секрет,
                              Чтоб заиграл чугун, нужны иные силы!
                              Пусть даже я силён и сложен, как атлет,
                              На все колокола, меня бы не хватило.

                          Вот так, за годом год, звоню в свою судьбу,
                         И с колокольни грёз, пытаюсь дозвониться,
                         До тех, с кем шёл на смерть, с кем вёл свою борьбу,              
                         И тех, кто по ночам, мне беспрестанно снится.

                            В таком письме мой друг, история мала,
                            Но я хочу, чтоб ты, когда-нибудь, однажды.
                            Всей мощью зазвонил, в свои колокола!
                            И звон твоей судьбы, услышать смог бы каждый.
Мой друг! Здесь я узнал цену настоящей дружбе. Наподобие той, что  встретилась на нашем пути.  Иногда по вечерам, я читаю сочинения древних китайцев и греков. Какие мудрые люди жили в те времена! Они никогда не спорили о жизни, не искали происков судьбы, не плакали над мелкими невзгодами. Но всегда знали, что солнце греет, огонь горит,  а вода смывает с нас скорбь вместе с частицами зла и подлости.  Также из одного потрепанного томика, я вынес много интересного о наших с тобой душах. Как много там, оказывается, обитает мифических существ, вроде драконов. И эти создания, поселившись в самом основании души, съедают её изнутри. Но я нашёл надежные средства, как избавить свою душу от их  присутствия. Поселить внутри себя красоту. Как много в нас красивых вещей! И за всей этой красотой прячется некий дух, для которого все поверхностные формы существования - только способы выражения, и я хочу достичь истиной гармонии с этим духом.  При нашей новой  встрече, я тебе обязательно расскажу о драконах, о красоте, о духе и многом другом.
Да, чуть не забыл, передай привет моему отцу и, конечно же, любимой супруге, которую я вряд ли увижу. По возможности дай прочесть ей это письмо и непременно расскажи о нашей с тобой дружбе. Ведь это теперь единственное, что согревает меня холодным февральским вечером.

                                                                                   С надеждой на встречу, твой преданный друг!
                                   

Комментариев нет:

Отправить комментарий