среда, 3 сентября 2014 г.

Участник конкурса в номинации "Публицистика" Дмитрий Старцев

Солнечный композитор.

 Исаак Осипович Дунаевский. Нынешнему поколению это имя мало что говорит. Молодым людям, отравившим свой вкус и слух примитивными шлягерами и хитами, оно безразлично. Они перечислят с десяток безликих и безголосых певцов, назовут столько же совершенно бесталанных авторов, но никто не упомянет имя своего соотечественника Исаака Осиповича Дунаевского. И не только, увешанные магнитофонами компании в подъездах, не знают его, это имя  подзабыли и ведомственные дяди, в чьих заботах воспитание любви к Отчизне и Прекрасному. А ведь Дунаевский - создатель целой музыкальной  эпохи,  один из лучших мелодистов  XX века. Старшее поколение прекрасно помнит его.  Оно  выросло  под звуки марша «Веселых ребят»,  и этот марш был    праздничным  сопровождением  всей жизни, он и сейчас  воспринимается, как нечто светлое, радостное, необходимое.

 Всенародное признание пришло к композитору именно после выхода на экран в начале тридцатых годов кинокомедии «Веселые ребята», где так много удивительно прекрасной  музыки. Говорят, что все киношедевры уже созданы, хорошая музыка уже написана, дальше - сколько ни бейся - лучше, чем фильм «Веселые ребята», не придумаешь,  и это, наверное, так.  Там апогей всего. И фабулы, и музыки, и постановки. А игра артистов с несравненными Л. Утесовым и Л. Орловой? Там даже безымянный барабанщик из музколлектива «Дружба» смотрится как звезда первой величины. Помните? « - Эй вы! Нельзя ли потише. Невозможно рабо­тать!»
Он и лицом удивительно похож на молодого Л. Фюнеса, прославленного французского кинокоми­ка. Только вот француз взлетел под облака, а наш россиянин так и остался в одном эпизоде, - так мы богаты талантами. Марш из кинофильма «Веселые ребята», полный огня и ра­дости, звучал во всех уголках страны. Его пели от ма­ла до велика. В строю, на партсъездах и за рубежом, там, где ненавидели все со­ветское. Петр Лещенко, этот невольный эмигрант, не мог удержаться от со­блазна спеть эту жизнерадо­стную песню, заменив в тек­сте крамольное слово «ком­сомольское» на безликое «молодецкое».
- Шагай вперед, молодец­кое племя!.. - пел он на ру­мынских подмостках перед «проклятыми буржуями», донося до их слуха мелодию большевистского компози­тора.
Рядом с этим фильмом можно поставить разве то­же довоенный «Большой вальс»… Но это чисто субъе­ктивное мнение, как и вся заметка.
После «Веселых ребят» на экран выходят фильмы «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь» - все с вели­колепнейшей музыкой Ду­наевского. И великой Лю­бовью Орловой в главных ролях.
Долгие годы «Песня о Ро­дине» из «Цирка» была чуть ли не вторым гимном Со­ветского Союза - не сравни­мая ни с каким патриотическим произведением и кото­рое (увы!) исчезло из нашей жизни.
Композитору «Песня о Родине» далась нелегко. Он написал около тридцати ва­риантов и остановился только на последнем, забра­ковав все предыдущие. Раз­ве такая требовательность  присуща нынешним скорописакам? Первые такты этой мелодии стали позыв­ными Всесоюзного радио. Тревожные, с драматичес­кой паузой. Они гипнотизи­ровали и сковывали слуша­теля. Когда они стихали, эфир наполнял металличес­кой красоты голос Юрия Левитана, извещающий и о падении Берлина, и о запус­ке первого космонавта. По­чему бы их не восстановить?
Многие фильмы украсила музыка Дунаевского - сол­нечная, богатая красками. До войны выходят многие кинокартины, где в титрах значится его имя: «Три то­варища», «Искатели сча­стья», «Концерт Бетхове­на», «Моя любовь», «Де­вушка спешит на свидание» и, наконец, «Дети капитана Гранта» с бессмертной увертюрой. Кто не помнит послевоенных фильмов «Весна» и «Кубанские каза­ки»? Там нет ни одной не­запоминающейся мелодии, и, конечно же, благодаря Дунаевскому эти картины не сходят с экрана и поны­не. Все фильмы с участием этого выдающегося музы­канта смотришь на протя­жении всей жизни, всегда они в радость, особенно те, которые поставил Г. Алек­сандров.
А другой равновеликий «Марш энтузиастов» из ки­нофильма «Светлый путь»? Более подъемного, краси­вейшего марша не имеет ни одно государство и не мо­жет иметь - такие красоты могут рождаться только в России. Он звучит как при­зыв штурмовать небо и лю­бить жизнь. Появись он в любом другом государстве, его бы сделали националь­ным гимном, у нас же его за­были.
На первый план вылезла прозападная псевдомузыка, так называемая попса. Что это такое, трудно понять. И как могло случиться, что наш народ, самый музы­кальный в мире. Допустил на отечественную сцену проводников этой попсы? Странной окраски и звуча­ния музыку навязали наше­му слуху.
Однообразная, лишенная всяческой оркестровки, со­стоящая из трех нот. Сплошной барабанный бой, причем не присущий этому благородному старинному инструменту, а какой-то ди­кий, нечеловеческий, доста­ющий до самых печенок. Не «Бамм! Бамм!», как положе­но барабану, а «Ых! Ых!», как гвозди заколачивает.
Бессмысленный, неперево­димый набор звуков, музы­ка не «для толстых», а для толстокожих. Ее осо­бенно «уважают» сидящие в своих автомобилях балбесы.
А текст? Если он на рус­ском языке, то по сравне­нию с ним милый лепет Эллочки-людоедки кажется божественной поэзией.
А исполнение? Сплошная «фанера», безголосье, кривляние, грохот металла, све­товые эффекты. Словом, ка­кова музыка, таковы и ее ис­полнители.
Томас Манн говорил, что настоящая музыка превращает толпу в народ. Может, «попса» просто очередная, мимолетная мода, зачатая четверкой безумных ливерпульцев, и ничего более  и она, как мода, отгремев, уйдет в архив ис­тории, уступив место более достойному? Будем наде­яться, -  уйдет. Прозревший человек, устав от нахальных безрадостей, вновь повер­нется к вековым устоям ре­ализма и классики. И на эс­традных подмостках вновь вознесутся звуки настоящей музыки, той самой, которая радует слух и не превращает народ в толпу.
Как может зазвучать пре­красная музыка Дунаевско­го!
Она, воистину, как луч света в темном царстве! Ко­гда слушаешь осмыслен­ную, добрую песню «Серд­це, тебе не хочется покоя», или «Лунный вальс», хочет­ся, как старому киногерою, встать и снять шляпу. До че­го же прекрасны произведе­ния этого почти забытого композитора. Впрочем, по­чему забытого?
Хотя, надо отдать долж­ное, иногда на телеви­дении не всегда и робко пробивались старые позывные «Широка страна моя родная». Из Мо­сквы оркестры воскрешает в памяти ме­лодии Дунаевского,  новомодные певцы, правда, безжалостно коверкая, по­ют его песни.
Песню военных лет «Моя Москва» москвичи сделали гимном своего города, и лучшего в этом плане ниче­го нельзя придумать.
Как бы хотелось, чтобы «Песню о Родине» снова ввели в обращение, чтобы она снова звучала с неиз­менным текстом Лебедева-Кумача. Как она звучала в исполнении прекрасных ба­сов Большого театра Мар­ка Рейзена и Ивана Петро­ва!
Широка страна моя родная.
Много в ней лесов, полей и рек.
Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек!
Во время съемок кино­фильма «Цирк», где впер­вые прозвучала «Песня о Родине», этот куплет спел сам Григорий Александров, непревзойдённый советский кинорежиссер. Голос его прозвучал за кадром. И по­следняя строка куплета «...где так вольно дышит че­ловек», была как бы ненаро­ком не спета. Великий по­становщик сознательно не спел ее. Потому как в год со­здания фильма, в 1936 году, в стране вольно не дышалось.  И это был прямой вызов Сталину. Обошлось...
Но вот, вступив в новое тысячелетие, обновленная Россия, сбросившая с себя перестроечный мусор, вста­нет во всем своем величии. Мелодии русского компози­тора Дунаевского вновь за­звучат над ее просторами. Полуироническое, недопе­тое «где так вольно дышит человек» будет принято рас­крепощенным сознанием в полном значении этого сло­ва. Россия, где так много ле­сов, полей и рек, вздохнет полной грудью, у каждого из нас проснется ущемлен­ная гордость за свою уни­женную Родину.
Иногда вспоминают о национальной принадлежности композитора.
Стоит ли ставить это в упрек?
Дунаевский родился в Российской империи. Воспитывался на русской культуре, жил и творил исключительно в России и только для России. Так чей же он композитор? Армянский? Эфиопский? Американский?
И стоит ли вообще упо­минать о происхождении, тем более что сейчас этот вопрос в нашей растерзанной стране болезнен.
Долгое время всех композиторов подгоняли под слово: советский. Сейчас это определение исчезло. Так никого не называют. Но эквивалента не нашли. Русскими русских деятелей культуры называть боятся ‑ вдруг какой калмык обидится.
А между прочим, создатель прекрасной музыки кинофильму «Девушка моей мечты» Ф. Гротте у немцев считается немецким композитором, хотя творил в фашистские времена. Про него никогда не говорили, что он фашистский композитор. Может, у нас надо напрочь забыть слово «советский», а оставить одно ‑ русский?
Русский! Только русский! Не советский, а именно русский, россий­ский, если хотите, будь ты по фамилии хоть Белинсгаузен, хоть Эйзенштейн. Эти имена принесли сла­ву нашему Отечеству. И, кстати, за рубежом всех проживавших в Совет­ском Союзе. здраво смотря на вещи,  называли  русскими.  Сейчас все  мы россияне.
И это, наверное, самое лучшее - называть себя по имени своего Отечества.
У наших предков хва­тило ума назвать просла­вившего Россию Исаака Левитана великим рус­ским художником, а Со­фью Фредерику Августу, как само собой разумею­щееся, - русской импера­трицей Екатериной Вели­кой, - лучшей правитель­ницей нашей многострадальной Родины.
Ныне, усердвовавшие в выдумках хохлы, русского писателя Николая Гоголя уже называют   украинским письменником  Миколой  Гоголем.  Можно  ожидать, что и Исаака  Дунаевского , как родившегося  на Полтавщине, тоже перекрестят на свой лад.
        За свою короткую жизнь, ( он умер в  55 лет) классик  музыкальной культуры подарил миру  12 оперетт, несколько балетов  и множество неумирающих песенных мелодии.  
Уже прошло более полувека как умолкла  лира Великого русского  композитора Исаака  Осиповича  Дунаевского, но до сих пор  мы с  удивлением обнаруживаем   неумирающую любовь  к  «Маршу веселых ребят» и милую «Песенку о капитане».
.
Р.S. Почему бы нам, гражданам  государ­ства Российского, не сде­лать «Песню о Родине»  своим гимном?  Разве не о нас поется   «От Москвы до са­мых до окраин...»?

Комментариев нет:

Отправить комментарий