Солнечный композитор.
Исаак Осипович Дунаевский. Нынешнему поколению это имя мало что говорит. Молодым людям, отравившим свой вкус и слух примитивными шлягерами и хитами, оно безразлично. Они перечислят с десяток безликих и безголосых певцов, назовут столько же совершенно бесталанных авторов, но никто не упомянет имя своего соотечественника Исаака Осиповича Дунаевского. И не только, увешанные магнитофонами компании в подъездах, не знают его, это имя подзабыли и ведомственные дяди, в чьих заботах воспитание любви к Отчизне и Прекрасному. А ведь Дунаевский - создатель целой музыкальной эпохи, один из лучших мелодистов XX века. Старшее поколение прекрасно помнит его. Оно выросло под звуки марша «Веселых ребят», и этот марш был праздничным сопровождением всей жизни, он и сейчас воспринимается, как нечто светлое, радостное, необходимое.
Всенародное признание пришло к композитору именно после выхода на экран в начале тридцатых годов кинокомедии «Веселые ребята», где так много удивительно прекрасной музыки. Говорят, что все киношедевры уже созданы, хорошая музыка уже написана, дальше - сколько ни бейся - лучше, чем фильм «Веселые ребята», не придумаешь, и это, наверное, так. Там апогей всего. И фабулы, и музыки, и постановки. А игра артистов с несравненными Л. Утесовым и Л. Орловой? Там даже безымянный барабанщик из музколлектива «Дружба» смотрится как звезда первой величины. Помните? « - Эй вы! Нельзя ли потише. Невозможно работать!»
Он и лицом удивительно похож на молодого Л. Фюнеса, прославленного французского кинокомика. Только вот француз взлетел под облака, а наш россиянин так и остался в одном эпизоде, - так мы богаты талантами. Марш из кинофильма «Веселые ребята», полный огня и радости, звучал во всех уголках страны. Его пели от мала до велика. В строю, на партсъездах и за рубежом, там, где ненавидели все советское. Петр Лещенко, этот невольный эмигрант, не мог удержаться от соблазна спеть эту жизнерадостную песню, заменив в тексте крамольное слово «комсомольское» на безликое «молодецкое».
- Шагай вперед, молодецкое племя!.. - пел он на румынских подмостках перед «проклятыми буржуями», донося до их слуха мелодию большевистского композитора.
Рядом с этим фильмом можно поставить разве тоже довоенный «Большой вальс»… Но это чисто субъективное мнение, как и вся заметка.
После «Веселых ребят» на экран выходят фильмы «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь» - все с великолепнейшей музыкой Дунаевского. И великой Любовью Орловой в главных ролях.
Долгие годы «Песня о Родине» из «Цирка» была чуть ли не вторым гимном Советского Союза - не сравнимая ни с каким патриотическим произведением и которое (увы!) исчезло из нашей жизни.
Композитору «Песня о Родине» далась нелегко. Он написал около тридцати вариантов и остановился только на последнем, забраковав все предыдущие. Разве такая требовательность присуща нынешним скорописакам? Первые такты этой мелодии стали позывными Всесоюзного радио. Тревожные, с драматической паузой. Они гипнотизировали и сковывали слушателя. Когда они стихали, эфир наполнял металлической красоты голос Юрия Левитана, извещающий и о падении Берлина, и о запуске первого космонавта. Почему бы их не восстановить?
Многие фильмы украсила музыка Дунаевского - солнечная, богатая красками. До войны выходят многие кинокартины, где в титрах значится его имя: «Три товарища», «Искатели счастья», «Концерт Бетховена», «Моя любовь», «Девушка спешит на свидание» и, наконец, «Дети капитана Гранта» с бессмертной увертюрой. Кто не помнит послевоенных фильмов «Весна» и «Кубанские казаки»? Там нет ни одной незапоминающейся мелодии, и, конечно же, благодаря Дунаевскому эти картины не сходят с экрана и поныне. Все фильмы с участием этого выдающегося музыканта смотришь на протяжении всей жизни, всегда они в радость, особенно те, которые поставил Г. Александров.
А другой равновеликий «Марш энтузиастов» из кинофильма «Светлый путь»? Более подъемного, красивейшего марша не имеет ни одно государство и не может иметь - такие красоты могут рождаться только в России. Он звучит как призыв штурмовать небо и любить жизнь. Появись он в любом другом государстве, его бы сделали национальным гимном, у нас же его забыли.
На первый план вылезла прозападная псевдомузыка, так называемая попса. Что это такое, трудно понять. И как могло случиться, что наш народ, самый музыкальный в мире. Допустил на отечественную сцену проводников этой попсы? Странной окраски и звучания музыку навязали нашему слуху.
Однообразная, лишенная всяческой оркестровки, состоящая из трех нот. Сплошной барабанный бой, причем не присущий этому благородному старинному инструменту, а какой-то дикий, нечеловеческий, достающий до самых печенок. Не «Бамм! Бамм!», как положено барабану, а «Ых! Ых!», как гвозди заколачивает.
Бессмысленный, непереводимый набор звуков, музыка не «для толстых», а для толстокожих. Ее особенно «уважают» сидящие в своих автомобилях балбесы.
А текст? Если он на русском языке, то по сравнению с ним милый лепет Эллочки-людоедки кажется божественной поэзией.
А исполнение? Сплошная «фанера», безголосье, кривляние, грохот металла, световые эффекты. Словом, какова музыка, таковы и ее исполнители.
Томас Манн говорил, что настоящая музыка превращает толпу в народ. Может, «попса» просто очередная, мимолетная мода, зачатая четверкой безумных ливерпульцев, и ничего более и она, как мода, отгремев, уйдет в архив истории, уступив место более достойному? Будем надеяться, - уйдет. Прозревший человек, устав от нахальных безрадостей, вновь повернется к вековым устоям реализма и классики. И на эстрадных подмостках вновь вознесутся звуки настоящей музыки, той самой, которая радует слух и не превращает народ в толпу.
Как может зазвучать прекрасная музыка Дунаевского!
Она, воистину, как луч света в темном царстве! Когда слушаешь осмысленную, добрую песню «Сердце, тебе не хочется покоя», или «Лунный вальс», хочется, как старому киногерою, встать и снять шляпу. До чего же прекрасны произведения этого почти забытого композитора. Впрочем, почему забытого?
Хотя, надо отдать должное, иногда на телевидении не всегда и робко пробивались старые позывные «Широка страна моя родная». Из Москвы оркестры воскрешает в памяти мелодии Дунаевского, новомодные певцы, правда, безжалостно коверкая, поют его песни.
Песню военных лет «Моя Москва» москвичи сделали гимном своего города, и лучшего в этом плане ничего нельзя придумать.
Как бы хотелось, чтобы «Песню о Родине» снова ввели в обращение, чтобы она снова звучала с неизменным текстом Лебедева-Кумача. Как она звучала в исполнении прекрасных басов Большого театра Марка Рейзена и Ивана Петрова!
Широка страна моя родная.
Много в ней лесов, полей и рек.
Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек!
Во время съемок кинофильма «Цирк», где впервые прозвучала «Песня о Родине», этот куплет спел сам Григорий Александров, непревзойдённый советский кинорежиссер. Голос его прозвучал за кадром. И последняя строка куплета «...где так вольно дышит человек», была как бы ненароком не спета. Великий постановщик сознательно не спел ее. Потому как в год создания фильма, в 1936 году, в стране вольно не дышалось. И это был прямой вызов Сталину. Обошлось...
Но вот, вступив в новое тысячелетие, обновленная Россия, сбросившая с себя перестроечный мусор, встанет во всем своем величии. Мелодии русского композитора Дунаевского вновь зазвучат над ее просторами. Полуироническое, недопетое «где так вольно дышит человек» будет принято раскрепощенным сознанием в полном значении этого слова. Россия, где так много лесов, полей и рек, вздохнет полной грудью, у каждого из нас проснется ущемленная гордость за свою униженную Родину.
Иногда вспоминают о национальной принадлежности композитора.
Стоит ли ставить это в упрек?
Дунаевский родился в Российской империи. Воспитывался на русской культуре, жил и творил исключительно в России и только для России. Так чей же он композитор? Армянский? Эфиопский? Американский?
И стоит ли вообще упоминать о происхождении, тем более что сейчас этот вопрос в нашей растерзанной стране болезнен.
Долгое время всех композиторов подгоняли под слово: советский. Сейчас это определение исчезло. Так никого не называют. Но эквивалента не нашли. Русскими русских деятелей культуры называть боятся ‑ вдруг какой калмык обидится.
А между прочим, создатель прекрасной музыки кинофильму «Девушка моей мечты» Ф. Гротте у немцев считается немецким композитором, хотя творил в фашистские времена. Про него никогда не говорили, что он фашистский композитор. Может, у нас надо напрочь забыть слово «советский», а оставить одно ‑ русский?
Русский! Только русский! Не советский, а именно русский, российский, если хотите, будь ты по фамилии хоть Белинсгаузен, хоть Эйзенштейн. Эти имена принесли славу нашему Отечеству. И, кстати, за рубежом всех проживавших в Советском Союзе. здраво смотря на вещи, называли русскими. Сейчас все мы россияне.
И это, наверное, самое лучшее - называть себя по имени своего Отечества.
У наших предков хватило ума назвать прославившего Россию Исаака Левитана великим русским художником, а Софью Фредерику Августу, как само собой разумеющееся, - русской императрицей Екатериной Великой, - лучшей правительницей нашей многострадальной Родины.
Ныне, усердвовавшие в выдумках хохлы, русского писателя Николая Гоголя уже называют украинским письменником Миколой Гоголем. Можно ожидать, что и Исаака Дунаевского , как родившегося на Полтавщине, тоже перекрестят на свой лад.
За свою короткую жизнь, ( он умер в 55 лет) классик музыкальной культуры подарил миру 12 оперетт, несколько балетов и множество неумирающих песенных мелодии.
Уже прошло более полувека как умолкла лира Великого русского композитора Исаака Осиповича Дунаевского, но до сих пор мы с удивлением обнаруживаем неумирающую любовь к «Маршу веселых ребят» и милую «Песенку о капитане».
.
Р.S. Почему бы нам, гражданам государства Российского, не сделать «Песню о Родине» своим гимном? Разве не о нас поется «От Москвы до самых до окраин...»?
Исаак Осипович Дунаевский. Нынешнему поколению это имя мало что говорит. Молодым людям, отравившим свой вкус и слух примитивными шлягерами и хитами, оно безразлично. Они перечислят с десяток безликих и безголосых певцов, назовут столько же совершенно бесталанных авторов, но никто не упомянет имя своего соотечественника Исаака Осиповича Дунаевского. И не только, увешанные магнитофонами компании в подъездах, не знают его, это имя подзабыли и ведомственные дяди, в чьих заботах воспитание любви к Отчизне и Прекрасному. А ведь Дунаевский - создатель целой музыкальной эпохи, один из лучших мелодистов XX века. Старшее поколение прекрасно помнит его. Оно выросло под звуки марша «Веселых ребят», и этот марш был праздничным сопровождением всей жизни, он и сейчас воспринимается, как нечто светлое, радостное, необходимое.
Всенародное признание пришло к композитору именно после выхода на экран в начале тридцатых годов кинокомедии «Веселые ребята», где так много удивительно прекрасной музыки. Говорят, что все киношедевры уже созданы, хорошая музыка уже написана, дальше - сколько ни бейся - лучше, чем фильм «Веселые ребята», не придумаешь, и это, наверное, так. Там апогей всего. И фабулы, и музыки, и постановки. А игра артистов с несравненными Л. Утесовым и Л. Орловой? Там даже безымянный барабанщик из музколлектива «Дружба» смотрится как звезда первой величины. Помните? « - Эй вы! Нельзя ли потише. Невозможно работать!»
Он и лицом удивительно похож на молодого Л. Фюнеса, прославленного французского кинокомика. Только вот француз взлетел под облака, а наш россиянин так и остался в одном эпизоде, - так мы богаты талантами. Марш из кинофильма «Веселые ребята», полный огня и радости, звучал во всех уголках страны. Его пели от мала до велика. В строю, на партсъездах и за рубежом, там, где ненавидели все советское. Петр Лещенко, этот невольный эмигрант, не мог удержаться от соблазна спеть эту жизнерадостную песню, заменив в тексте крамольное слово «комсомольское» на безликое «молодецкое».
- Шагай вперед, молодецкое племя!.. - пел он на румынских подмостках перед «проклятыми буржуями», донося до их слуха мелодию большевистского композитора.
Рядом с этим фильмом можно поставить разве тоже довоенный «Большой вальс»… Но это чисто субъективное мнение, как и вся заметка.
После «Веселых ребят» на экран выходят фильмы «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь» - все с великолепнейшей музыкой Дунаевского. И великой Любовью Орловой в главных ролях.
Долгие годы «Песня о Родине» из «Цирка» была чуть ли не вторым гимном Советского Союза - не сравнимая ни с каким патриотическим произведением и которое (увы!) исчезло из нашей жизни.
Композитору «Песня о Родине» далась нелегко. Он написал около тридцати вариантов и остановился только на последнем, забраковав все предыдущие. Разве такая требовательность присуща нынешним скорописакам? Первые такты этой мелодии стали позывными Всесоюзного радио. Тревожные, с драматической паузой. Они гипнотизировали и сковывали слушателя. Когда они стихали, эфир наполнял металлической красоты голос Юрия Левитана, извещающий и о падении Берлина, и о запуске первого космонавта. Почему бы их не восстановить?
Многие фильмы украсила музыка Дунаевского - солнечная, богатая красками. До войны выходят многие кинокартины, где в титрах значится его имя: «Три товарища», «Искатели счастья», «Концерт Бетховена», «Моя любовь», «Девушка спешит на свидание» и, наконец, «Дети капитана Гранта» с бессмертной увертюрой. Кто не помнит послевоенных фильмов «Весна» и «Кубанские казаки»? Там нет ни одной незапоминающейся мелодии, и, конечно же, благодаря Дунаевскому эти картины не сходят с экрана и поныне. Все фильмы с участием этого выдающегося музыканта смотришь на протяжении всей жизни, всегда они в радость, особенно те, которые поставил Г. Александров.
А другой равновеликий «Марш энтузиастов» из кинофильма «Светлый путь»? Более подъемного, красивейшего марша не имеет ни одно государство и не может иметь - такие красоты могут рождаться только в России. Он звучит как призыв штурмовать небо и любить жизнь. Появись он в любом другом государстве, его бы сделали национальным гимном, у нас же его забыли.
На первый план вылезла прозападная псевдомузыка, так называемая попса. Что это такое, трудно понять. И как могло случиться, что наш народ, самый музыкальный в мире. Допустил на отечественную сцену проводников этой попсы? Странной окраски и звучания музыку навязали нашему слуху.
Однообразная, лишенная всяческой оркестровки, состоящая из трех нот. Сплошной барабанный бой, причем не присущий этому благородному старинному инструменту, а какой-то дикий, нечеловеческий, достающий до самых печенок. Не «Бамм! Бамм!», как положено барабану, а «Ых! Ых!», как гвозди заколачивает.
Бессмысленный, непереводимый набор звуков, музыка не «для толстых», а для толстокожих. Ее особенно «уважают» сидящие в своих автомобилях балбесы.
А текст? Если он на русском языке, то по сравнению с ним милый лепет Эллочки-людоедки кажется божественной поэзией.
А исполнение? Сплошная «фанера», безголосье, кривляние, грохот металла, световые эффекты. Словом, какова музыка, таковы и ее исполнители.
Томас Манн говорил, что настоящая музыка превращает толпу в народ. Может, «попса» просто очередная, мимолетная мода, зачатая четверкой безумных ливерпульцев, и ничего более и она, как мода, отгремев, уйдет в архив истории, уступив место более достойному? Будем надеяться, - уйдет. Прозревший человек, устав от нахальных безрадостей, вновь повернется к вековым устоям реализма и классики. И на эстрадных подмостках вновь вознесутся звуки настоящей музыки, той самой, которая радует слух и не превращает народ в толпу.
Как может зазвучать прекрасная музыка Дунаевского!
Она, воистину, как луч света в темном царстве! Когда слушаешь осмысленную, добрую песню «Сердце, тебе не хочется покоя», или «Лунный вальс», хочется, как старому киногерою, встать и снять шляпу. До чего же прекрасны произведения этого почти забытого композитора. Впрочем, почему забытого?
Хотя, надо отдать должное, иногда на телевидении не всегда и робко пробивались старые позывные «Широка страна моя родная». Из Москвы оркестры воскрешает в памяти мелодии Дунаевского, новомодные певцы, правда, безжалостно коверкая, поют его песни.
Песню военных лет «Моя Москва» москвичи сделали гимном своего города, и лучшего в этом плане ничего нельзя придумать.
Как бы хотелось, чтобы «Песню о Родине» снова ввели в обращение, чтобы она снова звучала с неизменным текстом Лебедева-Кумача. Как она звучала в исполнении прекрасных басов Большого театра Марка Рейзена и Ивана Петрова!
Широка страна моя родная.
Много в ней лесов, полей и рек.
Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек!
Во время съемок кинофильма «Цирк», где впервые прозвучала «Песня о Родине», этот куплет спел сам Григорий Александров, непревзойдённый советский кинорежиссер. Голос его прозвучал за кадром. И последняя строка куплета «...где так вольно дышит человек», была как бы ненароком не спета. Великий постановщик сознательно не спел ее. Потому как в год создания фильма, в 1936 году, в стране вольно не дышалось. И это был прямой вызов Сталину. Обошлось...
Но вот, вступив в новое тысячелетие, обновленная Россия, сбросившая с себя перестроечный мусор, встанет во всем своем величии. Мелодии русского композитора Дунаевского вновь зазвучат над ее просторами. Полуироническое, недопетое «где так вольно дышит человек» будет принято раскрепощенным сознанием в полном значении этого слова. Россия, где так много лесов, полей и рек, вздохнет полной грудью, у каждого из нас проснется ущемленная гордость за свою униженную Родину.
Иногда вспоминают о национальной принадлежности композитора.
Стоит ли ставить это в упрек?
Дунаевский родился в Российской империи. Воспитывался на русской культуре, жил и творил исключительно в России и только для России. Так чей же он композитор? Армянский? Эфиопский? Американский?
И стоит ли вообще упоминать о происхождении, тем более что сейчас этот вопрос в нашей растерзанной стране болезнен.
Долгое время всех композиторов подгоняли под слово: советский. Сейчас это определение исчезло. Так никого не называют. Но эквивалента не нашли. Русскими русских деятелей культуры называть боятся ‑ вдруг какой калмык обидится.
А между прочим, создатель прекрасной музыки кинофильму «Девушка моей мечты» Ф. Гротте у немцев считается немецким композитором, хотя творил в фашистские времена. Про него никогда не говорили, что он фашистский композитор. Может, у нас надо напрочь забыть слово «советский», а оставить одно ‑ русский?
Русский! Только русский! Не советский, а именно русский, российский, если хотите, будь ты по фамилии хоть Белинсгаузен, хоть Эйзенштейн. Эти имена принесли славу нашему Отечеству. И, кстати, за рубежом всех проживавших в Советском Союзе. здраво смотря на вещи, называли русскими. Сейчас все мы россияне.
И это, наверное, самое лучшее - называть себя по имени своего Отечества.
У наших предков хватило ума назвать прославившего Россию Исаака Левитана великим русским художником, а Софью Фредерику Августу, как само собой разумеющееся, - русской императрицей Екатериной Великой, - лучшей правительницей нашей многострадальной Родины.
Ныне, усердвовавшие в выдумках хохлы, русского писателя Николая Гоголя уже называют украинским письменником Миколой Гоголем. Можно ожидать, что и Исаака Дунаевского , как родившегося на Полтавщине, тоже перекрестят на свой лад.
За свою короткую жизнь, ( он умер в 55 лет) классик музыкальной культуры подарил миру 12 оперетт, несколько балетов и множество неумирающих песенных мелодии.
Уже прошло более полувека как умолкла лира Великого русского композитора Исаака Осиповича Дунаевского, но до сих пор мы с удивлением обнаруживаем неумирающую любовь к «Маршу веселых ребят» и милую «Песенку о капитане».
.
Р.S. Почему бы нам, гражданам государства Российского, не сделать «Песню о Родине» своим гимном? Разве не о нас поется «От Москвы до самых до окраин...»?
Комментариев нет:
Отправить комментарий