ЭССЕ «КАК ВОСПИТАТЬ ПАТРИОТА?»
Патриотизм — чувство самое стыдливое и
деликатное... Побереги святые слова, не кричи о
любви к Родине на всех перекрестках. Лучше —
молча трудись во имя ее блага и могущества.
Сухомлинский В. А.
Мы живём в мире, в котором побеждает глобализация, дух космополитизма. Мы много путешествуем и в основном за пределами своей страны, стараемся хоть как-то изъясняться на иностранных языках и в свой язык совершенно необоснованно вносим много иноязычных слов, общение в социальных сетях не знает границ, легко мигрируем в поисках работы, спутника жизни …Так ли как прежде, лет двадцать пять – тридцать назад, мы привязаны к месту, где родились, окончили школу, где живут наши родители? Возможно ли сегодня прожить без Родины?
Общественная жизнь - неиссякаемый источник поиска ответов на эти вопросы. С определением патриотизма в XXI веке ничего не произошло, оно осталось неизменным в своей сути - это прежде всего сознание принадлежности к своему народу и чувство любви к Отечеству, ответственности за него, и вместе с тем критическое отношение к недостаткам, желание видеть Родину процветающей и свободной. В нём нет места высокомерию, гордыне и чванству, но оно непременно включает чувство уважения к творческому опыту других народов и общечеловеческим ценностям и этим отличается от шовинизма. Большую роль в объяснении специфичности нашего патриотизма играет национальный менталитет россиян, в котором зашифрованы историческое влияние природно – климатических факторов на русский национальный характер, форма правления и рост нашего государства, социальная организация (община), а также влияние фактора вторжений на территорию страны иноплеменных народов. Очевидно поэтому патриотизм как духовная ценность, расставание с Родиной как неутихающая боль всегда были в центре внимания российских писателей, общественных деятелей, политиков. О таком патриотизме и такой ностальгии писали Салтыков – Щедрин («Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России») и Роберт Рождественский в заглавной песне к мегапопулярному сериалу «17 мгновений весны»:
«Боль моя, ты покинь меня,
Облаком, сизым облаком
Ты полети к родному дому,
Отсюда к родному дому».
В истории нашей страны патриотизм, национальное самосознание всегда были мощными факторами, консолидирующими и мобилизующими россиян в критические, переломные моменты становления государства: избавления от монгольского ига и угрозы крестоносцев с Запада, собирания русских земель вокруг Москвы, Смутное время, Отечественная война с Наполеоном, Великая Отечественная война, освоение космоса …
Но, пожалуй, одним из самых спорных событий проявления патриотизма является Гражданская война.
Первая Мировая война, Февральская и Октябрьская революции 1917 года и как следствие всего происходящего Гражданская война между белыми и красными – это самое трагическое испытание для патриотизма. Эмиграция, изгнание из Родины, отторжение от своего Отечества… И опять тот же вопрос: «Возможно ли прожить без Родины?» На него в XX веке ответили в своих мемуарах представители белой эмиграции, осевшие в Китае, Центральной и Восточной Европе, Америке. В большинстве своём они остались патриотами России, отделив страну и народ от власти большевиков, которую не приняли.
К сожалению, сегодня рядом с нашей страной в сопредельном государстве тоже идет гражданская война. СМИ, ежедневно рассказывая нам драматичные истории прошедшего дня, представляют массу возможностей примерить на себя роль беженцев, которые потеряли близких, свой дом, имущество, сбережения, пенсии, надежды. Потеряно всё, что составляло смысл жизни, цель существования, и среди этих вынужденных переселенцев одинокие старики, больные дети, беременные женщины без мужей и родителей … Вот поставишь себя на их место и задумаешься: «А каково это жить без Родины, остаться без до боли знакомого садика – огородика за окном, двора, соседей, своей маленькой, но уютной квартиры, привычного образа жизни… И кому мы теперь нужны, если стали лишними в своей стране?» Во всё это трудно поверить, не хочется верить, но это реальность, которая существует рядом с Россией. Россия готова стать новым Отечеством для всех, кто этого захочет. Патриотизм россиян от этой благородной миссии только обогатиться.
Как известно, любовь к Отечеству чувство не «врожденное», от природы данное человеку. Оно связано с социальным опытом человека, а также с конкретно-историческим развитием страны. Очевидно, что патриотизм есть результат как стихийного, так и целенаправленного процесса социализации, называемого воспитанием. И первую роль в этом процессе играет семья. С первых лет ребёнок в семье из общения с родителями узнаёт своё имя, пол, национальность, он усваивает язык, на котором с ним разговаривают, поют ему колыбельную мама и папа. Родной язык воспринимается этносом на только как средство общения. В языке видится духовная связь с народом, его прошлым и будущим, за право говорить на родном языке, отдавали свою жизнь. О богатстве русского языка много и выразительно высказывались русские литераторы, одним из самых известных, хрестоматийных, знакомых еще по школьной программе является высказывание Ивана Сергеевича Тургенева: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» Но и зарубежные писатели, общественные деятели признавали огромный потенциал русского языка, так французский писатель XIX века П. Мериме отметил, что «русский язык … является богатейшим из всех европейских наречий и кажется нарочно созданным для выражения тончайших оттенков. Одаренный чудесной сжатостью, соединенный с ясностью, он довольствуется одним словом для передачи мысли, когда другому языку потребовались бы для этого целые фразы». Советский и российский писатель Рытхэу Юрий Сергеевич справедливо указывал на роль русского языка как средства межнационального общения на огромных просторах Советского Союза и постсоветского пространства: «Благодаря русскому языку мы, представители разноязычных литератур, хорошо знаем друг друга. Взаимное обогащение литературного опыта идет через русский язык, через русскую книгу. Издание книги любого писателя нашей страны на русском языке означает выход к самому широкому читателю». Через язык человек постигает свои корни: традиции и обычаи, фольклор, литературу и историю своего народа. Не будет языка – исчезнет народ.
Россия - многонациональное государство, которое исторически сложилось из славян, балтов, финно – угров, тюрков, народов Севера и Северного Кавказа, около ста народностей в нашей стране имеют свой язык, самобытную культуру и право на их развитие.
Великую созидательную силу языка и необходимость бережного отношения к нему понимает и государство. Статья 19 Конституции РФ закрепляет равенство прав и свобод человека и гражданина, в том числе независимо от национальности и языка, запрещает любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. В субъектах федерации, сформированных по национальному принципу, национальные языки имеют статус государственных, в учебных планах школ присутствует национально – региональный компонент: изучается родной язык и литература в рамках основного расписания. Гармония межнациональных отношений, в основе которой уважение к национальным языкам – фундамент, на котором покоится стабильность Российской Федерации.
Вторым институтом социализации после семьи является школа. В школе патриотическое воспитание ведется опосредованного через преподавание предметов социально – гуманитарного цикла. Максим Горький так оценил значение литературы: «Две силы наиболее успешно содействуют воспитанию культурного человека: искусство и наука. Обе эти силы соединены в книге». Ему вторит австрийский писатель С. Цвейг: «Книга есть альфа и омега всякого знания, начало начал каждой науки». Рядом с литературой в деле образования и патриотического воспитания стоит история, которая постигается опять же через книгу и творится в настоящем. История обладает мощным политическим потенциалом: её переписывали русские князья, внося в летописи «уточнения» по поводу древности и знатности своего происхождения, её писали императоры, так Петр I принимал участие в составлении «Гистории Свейской войны». Пять из восьми редакций «Гистории» правлены рукою Петра, им же сделано несколько поправок фактического порядка. «Гистория Свейской войны» была издана при Екатерине II историком Щербатовым под названием «Журнал или поденная записка Петра Великого» [1] Современные подходы к изучению истории позволяют сделать эту науку более сбалансированной, избегать крайних, субъективных и конъюнктурных оценок событий и исторических деятелей. История была важным и любим предметом в образовании российских правителей. Э. Радзинский в своем документальном романе «Александр II: жизнь и смерть» целую главу посвятил воспитанию императора – освободителя. В главные воспитатели наследника престола был приглашен Василий Андреевич Жуковский, знаменитый поэт, отец русского романтизма. Жуковский целиком посвящает себя царственному отроку, понимая, что в его руках будущее России. Им был составлен 10 – летний план воспитания под названием «Путешествие». Среди наставников наследника престола были выдающиеся умы своего времени: Мердер, Кавелин, Сперанский. Венцом образования цесаревича, по мнению Жуковского, должно было стать путешествие по России, Александру предстояло увидеть бескрайнюю страну, которой он когда-то станет править. Поэт мудро напутствовал наследника: «Россия есть Книга, но книга одушевленная … Вашему Императорскому Высочеству предстоит читать её, но и она сама будет познавать своего читателя. И это взаимное познание есть истинная цель путешествия».
Любая внешняя система воспитания и образования должна быть гармонизирована с ценностями семьи, в которой растёт ребенок. Император Николай I был для Александра и примером, и судьей, и отцом. Жуковский прививал наследнику культ отца и беспрекословное ему послушание. В своих наставлениях Николай I давал понять цесаревичу, что царствование в России – это великое бремя, которого следует быть достойным: «Ты должен всегда помнить: только своей жизнью ты можешь искупить подаренное тебе Господом происхождение». [2]
Личностное отношение к истории, очеловечивание прошлого - самый верный способ её постижения, возможность посмотреть на событие глазами современников. Школьники сегодня очень далеки от Великой Отечественной войны, между ними и войной, к счастью, нет прямой связи, это уже третье поколение, которое живет без войны. Но как о ней рассказать так, чтобы избежать формальности, штампа просто «очередной войны» или одной из тех, что уже были пройдены на уроках? Только через историю своей семьи, в ней связь с народом, страной, малой Родиной точно сохранены. Так пришло решение принять участие в республиканской акции «Письмо ветерану». Какие искренние письма незнакомым ветеранам написали семиклассники моей школы, вот одно из них.
«Дорогой Ветеран!
Пишет Вам Полина. Я учусь в МБОУ «Гимназия № 6» в 7 Б классе.
Я знаю о войне не только из книг, но и по рассказам своей прабабушки Клавы. Она тоже принимала участие в войне, была на фронте медсестрой. Прабабушка рассказывала мне много военных историй, говорила о тех тяжелых временах. Каждого, кто прошел эту войну, я считаю Героем! Ведь Вы боролись за наши жизни, защищали Родину! Возможно, мир не был бы таким удивительным и прекрасным, если бы не Вы!
Я сама занимаюсь лыжными гонками, и тоже в какой – то степени защищаю честь нашего города и республики. Но я понимаю, что это ничто по сравнению с тем, что Вы сделали, чтобы мы сейчас жили в спокойной и дружной стране! Я желаю Вам всего самого прекрасного! Счастья, доброго здоровья, сил, благополучия и долгих лет жизни! И благодарю за то, что Вы боролись до самого конца».
… В век глобализации мы все находимся под влиянием информационных потоков, СМИ формируют общественное мнение, наши духовные ценности и анти-ценности, так, например, с подачи СМИ в Европе начинают пересматриваться итоги Второй Мировой войны. Патриотизм стал разменной монетой в информационных войнах, средствах пропаганды. Действия СМИ на поле патриотизма и «ура-патриотизма» - предмет для особого анализа. Мне бы хотелось остановиться на современном кинематографе, как одном из каналов СМИ, который имеет отношение к формированию национального самосознания. Поводом к размышлению стал фильм «Легенда № 17» талантливого российского режиссёра Николая Лебедева. Фильм произвел очень сильное впечатление на меня и моих учеников, но не меньшее впечатление произвела волна обсуждения зрителями и критиками, которую вызвало это кино. Шлейф этого обсуждения тянется до сих пор. [14] Удивителен сам факт столь оглушительного успеха российского фильма, который пробил броню несокрушимого господства американского кино в наших кинотеатрах. И поразительно, как эта история из нашего недалеко прошлого всколыхнула общественное мнение, я бы даже сказала, объединила нас, не только россиян, но всех зрителей «Легенды № 17» на постсоветском пространстве. Фильм, конечно, снят о главном герое и человеческих отношениях, в которых запредмечены этические категории чести и достоинства, чувства долга. История восхождения выдающегося хоккеиста Валерия Харламова стала прекрасной темой для дискуссии о становлении характера. Как просто и понятно эта бесхитростная история разложила нам на очевидные истины и ценности не только судьбу Харламова, но и нашу сегодняшнюю жизнь, наш сегодняшний спорт, особенно в командных видах (футбол). «Легенда № 17» имеет колоссальный жизнеутверждающий потенциал, вызывает живительную ностальгию по мощной державе, за которую стоят до последнего не только на фронте, но и на ледовой арене.
Искусство кинематографа, также как и примеры из повседневности одинаково равноправны как объекты для социального анализа. Через призму кинопроизведения общество (создатели фильма и его зрители) транслируют свои представления о приобретенных ценностях и усвоенных истинах. Форумы редкого современного российского фильма («Легенда № 17») стали трибуной для такого бурного выражения общественного мнения людей разных поколений, разного уровня образования, статуса. За этим обсуждением стоят невысказанные ранее мысли об утраченных идеалах, о стране, о себе и о нас, как о великой нации, для выражения которых раньше просто не было повода, важного события. Этот фильм ещё раз напомнил, что не только героизм на войне, но и достижения в спорте могут стать предметом национальной гордости и доблести россиян. [3]
Как воспитать патриота? Вряд ли какие-нибудь специальные меры или мероприятия будут более эффективны, чем настоящий пример родителей, профессиональный труд учителя – филолога, историка и др., честные объективные СМИ и чиновники, сильная армия без дедовщины и коррупции, депутаты, радеющие за благо народа, а не за собственные привилегии, социально ответственный бизнес, реальное разделение властей при справедливой судебной власти … Вот тогда «побереги святые слова, не кричи о любви к Родине на всех перекрестках. Лучше — молча трудись во имя ее блага и могущества».
Ресурсы и литература:
1. Источники и литература о Северной войне.
http://www.retropressa.ru/istochniki-i-literatura-o-severnojj-vojjne/
2. Радзинский Э. Александр II: жизнь и смерть: документальный роман. –
М.: АСТ, 2006.
3. Никорук С.Н. Эссе «Истина и справедливость превыше всего, ибо только от них зависит величие наций».
http://методкабинет.рф/index.php/component/search/?searchword=%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0+%D0%B8+%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D0%BE&ordering=newest&searchphrase=all
Патриотизм — чувство самое стыдливое и
деликатное... Побереги святые слова, не кричи о
любви к Родине на всех перекрестках. Лучше —
молча трудись во имя ее блага и могущества.
Сухомлинский В. А.
Мы живём в мире, в котором побеждает глобализация, дух космополитизма. Мы много путешествуем и в основном за пределами своей страны, стараемся хоть как-то изъясняться на иностранных языках и в свой язык совершенно необоснованно вносим много иноязычных слов, общение в социальных сетях не знает границ, легко мигрируем в поисках работы, спутника жизни …Так ли как прежде, лет двадцать пять – тридцать назад, мы привязаны к месту, где родились, окончили школу, где живут наши родители? Возможно ли сегодня прожить без Родины?
Общественная жизнь - неиссякаемый источник поиска ответов на эти вопросы. С определением патриотизма в XXI веке ничего не произошло, оно осталось неизменным в своей сути - это прежде всего сознание принадлежности к своему народу и чувство любви к Отечеству, ответственности за него, и вместе с тем критическое отношение к недостаткам, желание видеть Родину процветающей и свободной. В нём нет места высокомерию, гордыне и чванству, но оно непременно включает чувство уважения к творческому опыту других народов и общечеловеческим ценностям и этим отличается от шовинизма. Большую роль в объяснении специфичности нашего патриотизма играет национальный менталитет россиян, в котором зашифрованы историческое влияние природно – климатических факторов на русский национальный характер, форма правления и рост нашего государства, социальная организация (община), а также влияние фактора вторжений на территорию страны иноплеменных народов. Очевидно поэтому патриотизм как духовная ценность, расставание с Родиной как неутихающая боль всегда были в центре внимания российских писателей, общественных деятелей, политиков. О таком патриотизме и такой ностальгии писали Салтыков – Щедрин («Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России») и Роберт Рождественский в заглавной песне к мегапопулярному сериалу «17 мгновений весны»:
«Боль моя, ты покинь меня,
Облаком, сизым облаком
Ты полети к родному дому,
Отсюда к родному дому».
В истории нашей страны патриотизм, национальное самосознание всегда были мощными факторами, консолидирующими и мобилизующими россиян в критические, переломные моменты становления государства: избавления от монгольского ига и угрозы крестоносцев с Запада, собирания русских земель вокруг Москвы, Смутное время, Отечественная война с Наполеоном, Великая Отечественная война, освоение космоса …
Но, пожалуй, одним из самых спорных событий проявления патриотизма является Гражданская война.
Первая Мировая война, Февральская и Октябрьская революции 1917 года и как следствие всего происходящего Гражданская война между белыми и красными – это самое трагическое испытание для патриотизма. Эмиграция, изгнание из Родины, отторжение от своего Отечества… И опять тот же вопрос: «Возможно ли прожить без Родины?» На него в XX веке ответили в своих мемуарах представители белой эмиграции, осевшие в Китае, Центральной и Восточной Европе, Америке. В большинстве своём они остались патриотами России, отделив страну и народ от власти большевиков, которую не приняли.
К сожалению, сегодня рядом с нашей страной в сопредельном государстве тоже идет гражданская война. СМИ, ежедневно рассказывая нам драматичные истории прошедшего дня, представляют массу возможностей примерить на себя роль беженцев, которые потеряли близких, свой дом, имущество, сбережения, пенсии, надежды. Потеряно всё, что составляло смысл жизни, цель существования, и среди этих вынужденных переселенцев одинокие старики, больные дети, беременные женщины без мужей и родителей … Вот поставишь себя на их место и задумаешься: «А каково это жить без Родины, остаться без до боли знакомого садика – огородика за окном, двора, соседей, своей маленькой, но уютной квартиры, привычного образа жизни… И кому мы теперь нужны, если стали лишними в своей стране?» Во всё это трудно поверить, не хочется верить, но это реальность, которая существует рядом с Россией. Россия готова стать новым Отечеством для всех, кто этого захочет. Патриотизм россиян от этой благородной миссии только обогатиться.
Как известно, любовь к Отечеству чувство не «врожденное», от природы данное человеку. Оно связано с социальным опытом человека, а также с конкретно-историческим развитием страны. Очевидно, что патриотизм есть результат как стихийного, так и целенаправленного процесса социализации, называемого воспитанием. И первую роль в этом процессе играет семья. С первых лет ребёнок в семье из общения с родителями узнаёт своё имя, пол, национальность, он усваивает язык, на котором с ним разговаривают, поют ему колыбельную мама и папа. Родной язык воспринимается этносом на только как средство общения. В языке видится духовная связь с народом, его прошлым и будущим, за право говорить на родном языке, отдавали свою жизнь. О богатстве русского языка много и выразительно высказывались русские литераторы, одним из самых известных, хрестоматийных, знакомых еще по школьной программе является высказывание Ивана Сергеевича Тургенева: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» Но и зарубежные писатели, общественные деятели признавали огромный потенциал русского языка, так французский писатель XIX века П. Мериме отметил, что «русский язык … является богатейшим из всех европейских наречий и кажется нарочно созданным для выражения тончайших оттенков. Одаренный чудесной сжатостью, соединенный с ясностью, он довольствуется одним словом для передачи мысли, когда другому языку потребовались бы для этого целые фразы». Советский и российский писатель Рытхэу Юрий Сергеевич справедливо указывал на роль русского языка как средства межнационального общения на огромных просторах Советского Союза и постсоветского пространства: «Благодаря русскому языку мы, представители разноязычных литератур, хорошо знаем друг друга. Взаимное обогащение литературного опыта идет через русский язык, через русскую книгу. Издание книги любого писателя нашей страны на русском языке означает выход к самому широкому читателю». Через язык человек постигает свои корни: традиции и обычаи, фольклор, литературу и историю своего народа. Не будет языка – исчезнет народ.
Россия - многонациональное государство, которое исторически сложилось из славян, балтов, финно – угров, тюрков, народов Севера и Северного Кавказа, около ста народностей в нашей стране имеют свой язык, самобытную культуру и право на их развитие.
Великую созидательную силу языка и необходимость бережного отношения к нему понимает и государство. Статья 19 Конституции РФ закрепляет равенство прав и свобод человека и гражданина, в том числе независимо от национальности и языка, запрещает любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. В субъектах федерации, сформированных по национальному принципу, национальные языки имеют статус государственных, в учебных планах школ присутствует национально – региональный компонент: изучается родной язык и литература в рамках основного расписания. Гармония межнациональных отношений, в основе которой уважение к национальным языкам – фундамент, на котором покоится стабильность Российской Федерации.
Вторым институтом социализации после семьи является школа. В школе патриотическое воспитание ведется опосредованного через преподавание предметов социально – гуманитарного цикла. Максим Горький так оценил значение литературы: «Две силы наиболее успешно содействуют воспитанию культурного человека: искусство и наука. Обе эти силы соединены в книге». Ему вторит австрийский писатель С. Цвейг: «Книга есть альфа и омега всякого знания, начало начал каждой науки». Рядом с литературой в деле образования и патриотического воспитания стоит история, которая постигается опять же через книгу и творится в настоящем. История обладает мощным политическим потенциалом: её переписывали русские князья, внося в летописи «уточнения» по поводу древности и знатности своего происхождения, её писали императоры, так Петр I принимал участие в составлении «Гистории Свейской войны». Пять из восьми редакций «Гистории» правлены рукою Петра, им же сделано несколько поправок фактического порядка. «Гистория Свейской войны» была издана при Екатерине II историком Щербатовым под названием «Журнал или поденная записка Петра Великого» [1] Современные подходы к изучению истории позволяют сделать эту науку более сбалансированной, избегать крайних, субъективных и конъюнктурных оценок событий и исторических деятелей. История была важным и любим предметом в образовании российских правителей. Э. Радзинский в своем документальном романе «Александр II: жизнь и смерть» целую главу посвятил воспитанию императора – освободителя. В главные воспитатели наследника престола был приглашен Василий Андреевич Жуковский, знаменитый поэт, отец русского романтизма. Жуковский целиком посвящает себя царственному отроку, понимая, что в его руках будущее России. Им был составлен 10 – летний план воспитания под названием «Путешествие». Среди наставников наследника престола были выдающиеся умы своего времени: Мердер, Кавелин, Сперанский. Венцом образования цесаревича, по мнению Жуковского, должно было стать путешествие по России, Александру предстояло увидеть бескрайнюю страну, которой он когда-то станет править. Поэт мудро напутствовал наследника: «Россия есть Книга, но книга одушевленная … Вашему Императорскому Высочеству предстоит читать её, но и она сама будет познавать своего читателя. И это взаимное познание есть истинная цель путешествия».
Любая внешняя система воспитания и образования должна быть гармонизирована с ценностями семьи, в которой растёт ребенок. Император Николай I был для Александра и примером, и судьей, и отцом. Жуковский прививал наследнику культ отца и беспрекословное ему послушание. В своих наставлениях Николай I давал понять цесаревичу, что царствование в России – это великое бремя, которого следует быть достойным: «Ты должен всегда помнить: только своей жизнью ты можешь искупить подаренное тебе Господом происхождение». [2]
Личностное отношение к истории, очеловечивание прошлого - самый верный способ её постижения, возможность посмотреть на событие глазами современников. Школьники сегодня очень далеки от Великой Отечественной войны, между ними и войной, к счастью, нет прямой связи, это уже третье поколение, которое живет без войны. Но как о ней рассказать так, чтобы избежать формальности, штампа просто «очередной войны» или одной из тех, что уже были пройдены на уроках? Только через историю своей семьи, в ней связь с народом, страной, малой Родиной точно сохранены. Так пришло решение принять участие в республиканской акции «Письмо ветерану». Какие искренние письма незнакомым ветеранам написали семиклассники моей школы, вот одно из них.
«Дорогой Ветеран!
Пишет Вам Полина. Я учусь в МБОУ «Гимназия № 6» в 7 Б классе.
Я знаю о войне не только из книг, но и по рассказам своей прабабушки Клавы. Она тоже принимала участие в войне, была на фронте медсестрой. Прабабушка рассказывала мне много военных историй, говорила о тех тяжелых временах. Каждого, кто прошел эту войну, я считаю Героем! Ведь Вы боролись за наши жизни, защищали Родину! Возможно, мир не был бы таким удивительным и прекрасным, если бы не Вы!
Я сама занимаюсь лыжными гонками, и тоже в какой – то степени защищаю честь нашего города и республики. Но я понимаю, что это ничто по сравнению с тем, что Вы сделали, чтобы мы сейчас жили в спокойной и дружной стране! Я желаю Вам всего самого прекрасного! Счастья, доброго здоровья, сил, благополучия и долгих лет жизни! И благодарю за то, что Вы боролись до самого конца».
… В век глобализации мы все находимся под влиянием информационных потоков, СМИ формируют общественное мнение, наши духовные ценности и анти-ценности, так, например, с подачи СМИ в Европе начинают пересматриваться итоги Второй Мировой войны. Патриотизм стал разменной монетой в информационных войнах, средствах пропаганды. Действия СМИ на поле патриотизма и «ура-патриотизма» - предмет для особого анализа. Мне бы хотелось остановиться на современном кинематографе, как одном из каналов СМИ, который имеет отношение к формированию национального самосознания. Поводом к размышлению стал фильм «Легенда № 17» талантливого российского режиссёра Николая Лебедева. Фильм произвел очень сильное впечатление на меня и моих учеников, но не меньшее впечатление произвела волна обсуждения зрителями и критиками, которую вызвало это кино. Шлейф этого обсуждения тянется до сих пор. [14] Удивителен сам факт столь оглушительного успеха российского фильма, который пробил броню несокрушимого господства американского кино в наших кинотеатрах. И поразительно, как эта история из нашего недалеко прошлого всколыхнула общественное мнение, я бы даже сказала, объединила нас, не только россиян, но всех зрителей «Легенды № 17» на постсоветском пространстве. Фильм, конечно, снят о главном герое и человеческих отношениях, в которых запредмечены этические категории чести и достоинства, чувства долга. История восхождения выдающегося хоккеиста Валерия Харламова стала прекрасной темой для дискуссии о становлении характера. Как просто и понятно эта бесхитростная история разложила нам на очевидные истины и ценности не только судьбу Харламова, но и нашу сегодняшнюю жизнь, наш сегодняшний спорт, особенно в командных видах (футбол). «Легенда № 17» имеет колоссальный жизнеутверждающий потенциал, вызывает живительную ностальгию по мощной державе, за которую стоят до последнего не только на фронте, но и на ледовой арене.
Искусство кинематографа, также как и примеры из повседневности одинаково равноправны как объекты для социального анализа. Через призму кинопроизведения общество (создатели фильма и его зрители) транслируют свои представления о приобретенных ценностях и усвоенных истинах. Форумы редкого современного российского фильма («Легенда № 17») стали трибуной для такого бурного выражения общественного мнения людей разных поколений, разного уровня образования, статуса. За этим обсуждением стоят невысказанные ранее мысли об утраченных идеалах, о стране, о себе и о нас, как о великой нации, для выражения которых раньше просто не было повода, важного события. Этот фильм ещё раз напомнил, что не только героизм на войне, но и достижения в спорте могут стать предметом национальной гордости и доблести россиян. [3]
Как воспитать патриота? Вряд ли какие-нибудь специальные меры или мероприятия будут более эффективны, чем настоящий пример родителей, профессиональный труд учителя – филолога, историка и др., честные объективные СМИ и чиновники, сильная армия без дедовщины и коррупции, депутаты, радеющие за благо народа, а не за собственные привилегии, социально ответственный бизнес, реальное разделение властей при справедливой судебной власти … Вот тогда «побереги святые слова, не кричи о любви к Родине на всех перекрестках. Лучше — молча трудись во имя ее блага и могущества».
Ресурсы и литература:
1. Источники и литература о Северной войне.
http://www.retropressa.ru/istochniki-i-literatura-o-severnojj-vojjne/
2. Радзинский Э. Александр II: жизнь и смерть: документальный роман. –
М.: АСТ, 2006.
3. Никорук С.Н. Эссе «Истина и справедливость превыше всего, ибо только от них зависит величие наций».
http://методкабинет.рф/index.php/component/search/?searchword=%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0+%D0%B8+%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D0%BE&ordering=newest&searchphrase=all
Комментариев нет:
Отправить комментарий