суббота, 30 августа 2014 г.

Участник конкурса в номинации "Проза" Усанова Наталья

Рита

   Изнурительно жаркое лето с редкими дождями плавно перетекло в таковую же осень, напоминавшую о себе разве что пышным многоцветьем листвы с преобладанием золотистых и багряных оттенков.
   Обладатели фотоаппаратов и мобильников не упускали возможности запечатлеть на снимках уходящую, недолговечную красоту осенних пейзажей.
   В конце октября всё же подул холодный , пронизывающий до нутра, ветер, безжалостно обрывающий прощальный наряд осени и бросающий его под ноги прохожим цветастым ковром.
   Небо затянуло серым полотном туч, мелкая морось дождя с запахом снега заполонила всё пространство и в скором времени пропитала влагой и траву, и опавшую листву, которая под ногами людей быстро превратилась в грязную кашу. Редкие прохожие, ёжась от промозглого ветра, кутались в тёплые куртки, шарфы, поднимали капюшоны.
   У высоких ступеней школы искусств остановилась иномарка. Из неё вышел высокий худощавый мужчина, одетый в летнюю, не по погоде, одежду и обувь. Он торопливо взбежал по ступеням крыльца и, прокатившись на своих туфлях – корочках с тонкой летней подошвой по покрывшейся тонким ледком поверхности верхней площадки ступеней до входной двери, столкнулся с выходящей из школы миловидной женщиной, держащей в одной руке сумку, в другой – букет цветов. Букет упал, рассыпавшись по льду. Мужчина и женщина одновременно ойкнули и, наклонившись за цветами, снова столкнулись лбами, повторно ойкнув.
-  Простите, пожалуйста! Я спешу, вот и …, - виновато развёл руками мужчина, - Я  Вам новый букет куплю. Попозднее. А сейчас не смогу!

- Да не нужен мне Ваш букет! Этот букет подарили мне дети! – рассерженно воскликнула она, подбирая рассыпанный букет.
   Мужчина торопливо собрал оставшиеся цветы и, отдавая их женщине, спросил:
-   Вы здесь работаете?
-   Да, - ответила она.
-   Я  Вас найду! Ещё раз простите!
   Он открыл дверь и, быстро перебежав вестибюль, как мальчишка, перемахивая по несколько ступеней, взлетел на второй этаж. Там, отдышавшись, уже спокойным шагом пошёл по просторному коридору и остановился у двери, из-за которой слышны были ритмичные мелодии фортепиано и громкий голос педагога.
-   Раз – два – три! Раз – два – три! – раздавалось оттуда.
- Ася! Тяни ногу!  Сильнее тяни, - я сказала!
-   Настя! Ты должна быть тонкой тростинкой, гибкой змейкой! А ты? На кого ты стала похожа? Сколько можно перешивать твои платья для танцев? Гибкости, подвижности – никакой! Будешь продолжать обжираться – распрощаюсь с тобой!
-   Зина! А с тобой что случилось? Ты же всегда была лучшей! Я всем ставила тебя в пример! А теперь что? Стоило мне на неделю отлучиться, - вы на радостях обо всём забыли! Тёлы деревенские! Вам только в коровниках выступать! Ну, погодите! Я с вас по десять шкур спущу, и вы забудете слово «отдых»! Запомните: кто не хочет работать как следует, - пусть вымётывается отсюда! Скатертью дорога! Никого не держу!
   И немного времени спустя:
-   Так. Ладно. На сегодня занятие закончено. Завтра, как обычно, после школы сразу сюда! Не опаздывать!
   За дверью зашумели взбудораженные девчоночьи голоса, дверь распахнулась и девочки побежали в раздевалку переодеваться.
   Мужчина терпеливо стоял, засунув руки в карманы лёгкой куртки – ветровки. При появлении худенькой девчушки, светловолосой, с огромными голубыми глазами, он окликнул её:
-   Рита!
   Девочка оглянулась и, увидев мужчину, побежала к нему со всех ног, восторженно крича:
-   Папка! Папка приехал! Ура! – и с разбегу бросилась ему на шею.
-   Ритуся! Солнышко! Так соскучился, что с дороги сразу поехал к тебе в школу, чтобы встретить. Иди одевайся! Я буду ждать тебя в машине! – чмокнув девочку в щёчку, он слегка подтолкнул её по направлению к раздевалке, а затем направился к выходу.
   Осторожно спустившись по льдистым ступеням крыльца, сел в машину и с удовольствием захлопнул дверцу от холодного ветра. Включил обогрев салона. Ожидая дочку, напряжённо всматривался в пробегающих мимо девочек.
   Наконец выпорхнула Рита. Лёгкой козочкой проскакала по ступеням крыльца и впорхнула на переднее сиденье машины, рядом с отцом.
-   Поехали? – спросил он.
-   Поехали. – облегчённо – утвердительно ответила она.
   Машина мягко тронулась с места.
-   Пристегни ремень, - мало ли что …, не хочется тратиться на штрафы.
   Рита вытянула ремень, пристегнулась.
-   Папуль! А ты привёз мне туфельки для танцев? Не забыл?
-   Не забыл. Только вот думаю, что зря привёз. Не нужны тебе эти туфельки!
-   Это почему же?
-   Сегодня послушал, как у вас проходит урок, и решил: незачем тебе ходить в эту школу на такие занятия, да ещё под руководством таких преподавателей, как эта ваша грубиянка! Её в конюшню-то пускать нельзя, не то что к детям! Чему она вас может научить? Грубости? Хамству? Этому вы и на улице научитесь!
-   Папуль! Ты ничего не понимаешь! Она вообще-то добрая! А ещё мы с ней ездим в разные города на конкурсы, и занимаем там первые места. А что кричит на нас, - так правильно кричит. Если на нас не кричать, - толку никакого не будет! Заниматься здесь я ни за что не брошу! Мне нравится и учиться танцевать, и в города различные ездить. И ещё, пожалуйста, ничего не говори маме о том, что услышал сегодня в школе. Пусть не расстраивается зря! У меня всё хорошо. Даже отлично! Тамара Михайловна сегодня меня несколько раз даже похвалила, только ты этого, наверное, не слышал!
- Ладно, Ритусь! Уговорила! Хотя … мне очень не понравилось, как отчитывала вас ваша Тамара Михайловна.
-   А ты не обращай на это внимание! Я же не обращаю!
-   Вот это меня и беспокоит. И ты, и другие девочки начали привыкать к плохому обращению, к грубости.
-   Ничего страшного, папуля! Просто она готовит нас к жизни! В наше время очень тяжело выживать людям, и надо быть готовым к испытаниям!
-   Откуда ты взяла, что тяжело выживать? Тебе-то, по-моему, не о чем печалиться: сыта, одета, обута! Не говоря уже об игрушках, гаджетах и прочих прибамбасах.
-   Папуль! Какой ты наивный! Я что – телевизора не смотрю? В интернете, в компе – такого насмотришься, что потом ночью кошмарики снятся!
- А вот от компа и интернета надо подальше держаться тебе! Забиваешь себе голову всякой ерундой!
-   Вот и неправда! В интернете кроме ерунды можно найти много интересного и полезного! Но у меня не хватает времени там лазить! Столько дел! Каждый день с утра до вечера расписан по минуткам: то одно, то другое, - поесть некогда!
-   Ну надо же, какая ты у нас деловая! Что же это за дела такие, что и поесть не дают?
-   Смейся – смейся! Потом посмотрим, кому будет смешнее! Все эти занятия мне интересны и пригодятся в будущем! Не сомневайся!
-   И кем же ты хочешь быть? Если, конечно, не секрет?!
-   Да какой уж тут секрет! На артистку буду учиться.
-   Одна думала? Или кто-нибудь подсказал? Посоветовал?
-   Смешной ты, папуля! Я что – сама не смогу что ли придумать, кем мне быть? Или ты считаешь, что это плохая профессия?
-   Да нет! Не в этом дело! Я не уверен, известно ли тебе, насколько это тяжёлая профессия. Чтобы добиться в ней успеха, совсем недостаточно таланта, даже если он имеется. Встанут такие проблемы, о которых ты пока не можешь знать, так как ты ещё ребёнок. Когда повзрослеешь, начнёшь немного понимать, и то не всё, пока сама не окунёшься в эту профессию.
-   О-ё-ёй! Совсем запугал! Не надейся! Ты думаешь, я зря хожу на разные занятия, курсы и занимаюсь борьбой? А ещё я хочу записаться учиться на гитаре играть или на фортепиано, - пока точно не решила. Это для того, чтобы стать настоящей артисткой! Я давно так задумала, и не спорь со мной! Не отговаривай!
-   Ну-ну! Поживём – увидим! Будущее не за горами! А пока мы приехали домой. Вылезай из машины и поднимайся домой сама. А я уберу машину на стоянку и приду следом.
   Рита, взяв школьную сумку – рюкзачок, вышла из машины и не спеша пошла к подъезду. Не дойдя до него, остановилась, решив подождать отца. На улице немного потеплело, ветер угомонился, возможно стало немного подышать свежим воздухом.
   На скамейке у подъезда, воспользовавшись потеплением, уже сидели соседки по дому и лузгали семечки. Временами их разговор прерывался взрывами хохота. Среди них, энергично жестикулируя, громким голосом что-то рассказывала баба Шура, которая всё обо всех знала. Мимо неё невозможно было пройти незамеченным. Она всех подряд «доставала» своими расспросами, влезая в душу собеседника напористо, не хуже иного следователя. Её беспредельное любопытство раздражало многих соседей. Они, стремясь избежать общения с ней, молчком проскальзывали мимо неё внутрь подъезда.
   Сегодня рядом с бабой Шурой сидели её подружки, которые иногда подходили к ней «лясы поточить».
   Поджидать отца Рита остановилась поодаль, чтобы не стать объектом обсуждений и не включаться в беседу, которая скорее походила бы на допрос. Невольно слушая разговоры соседок, она не заметила подошедшего отца, который, взяв её под локоть, повёл к подъезду.
-   Что? Заслушалась старушечьих побасенок? Пойдём скорее! Там мама, наверное, уже заждалась!
-   Я не хотела без тебя идти домой! Подумала: пусть маме сюрприз будет, когда мы вместе зайдём!
- Да я маме позвонил заранее и предупредил, что заеду за тобой в школу искусств.
-   Ну вот! … Никакого сюрприза не получилось!
-   Не расстраивайся! Небольшой сюрприз для неё у нас всё же есть! Посмотри-ка!
   Отец распахнул свою куртку: там полыхали алым пламенем розы.
-   Ой, как здорово! Ты их с собой привёз?
-   Нет! Я купил их сейчас в цветочном магазинчике у автостоянки, где оставил машину. Как они тебе?
-   Класс!
-   По-моему, тоже! Божественны! Надеюсь, маме понравятся.
-   Конечно, понравятся!
   За разговором они незаметно поднялись до своего пятого этажа. Рита позвонила в дверь.
-   Зря ты позвонила! Мы и сами можем открыть дверь. Зачем маму беспокоить?!
   Не дожидаясь, когда мама подойдёт к двери, отец открыл её своим ключом. Их встретила тишина. В коридоре было пусто. Рита кликнула:
-   Мама!
   Никто не отозвался. Тогда отец позвал:
-   Мама! Мы пришли! Ты где есть? Ау! …
   Снова тишина. Отец достал розы из-за пазухи, скинул туфли и пошёл в большую комнату. Там никого не было. Заглянул в свою спальню, в комнату Риты, - никого. Разволновавшись, пошёл на кухню. А там за празднично накрытым столом сидели: его жена, Валентина и её родители.
-   С приездом, Виктор! – подходя к нему, сказала Валентина, - Что? Напугали мы вас?
-  Да уж! – ответил он, и протянул ей букет роз, приобнял, - Это тебе! – добавил он.
-   Ритуся! Где ты там? Посмотри, кто к нам приехал! – позвал он дочку.
   Сняв верхнюю одежду и переобувшись, она уже подбежала к кухне.
-   Ой! Бабуля! Дедуля! Как здорово, что вы приехали! – Рита кинулась их обнимать, - А вы надолго?
-   Рита! Разве об этом спрашивают? – укорила её мама.
-   Ничего – ничего! Спрашивают! Отвечаем: на недельку, другую. Тут бабушке понадобилось в больницу сходить, у нас-то в деревне совсем врачей не осталось. Школы закрывают – детей мало, больнички закрывают – не положено нас, деревенских, лечить. Видите ли, в сельской больничке невозможно оказывать квалифицированную медицинскую помощь, да и лечить некому стало – нет врачей. Никому мы не нужны. Государство наплевало на нас! Вот народ и покидает деревни. Остаются одни старики, которым некуда ехать, да и здесь все их предки похоронены. Помирает деревня! Спохватятся наши правители, когда петух жареный клюнет, что питаться надо тем, что растит свой деревенский мужик, да поздно может оказаться. Столько хорошего, что было при советской власти, загубили! – В голове не укладывается!
-   Ладно, Иван Николаевич! Оставим пока эти разговоры на потом! Политику в сторону! Давайте выпьем за встречу и закусим от души! Валюша готовит – пальчики оближешь! Не будем терять время на разглагольствования!
-   Я – за! – сказал тесть.
   Ужин продолжился, но разговоры о нынешних проблемах деревни и города вновь и вновь возникали за столом. Каждому хотелось высказаться о наболевшем. Взрослые уже и забыли о том, что девочке давно пора спать, что ей рано вставать утром.
   Рита сначала внимательно слушала разговоры взрослых, сидя на диване, но потом незаметно для себя уснула здесь же, приложившись к диванной подушке.
   Спохватилась бабушка, увидев уснувшую внучку. Глянула на часы – шёл первый час ночи.
-   Кончайте балаболить! Ребёнок уже спит! На дворе-то – ночь! Давайте убирать со стола!
   Утром следующего дня Рита, как всегда, пошла в школу, потом в школу искусств на занятия хореографического класса, оттуда – на курсы английского языка. Домой пришла поздно. Уставшая, проголодавшаяся, она, едва умывшись, прибежала на кухню, откуда пахло вкусностями. Там мама с бабушкой накрывали на стол ужин.
-   О! Сегодня вы опять что-то очень вкусненькое приготовили? Так пахнет! – Слюнки текут! – вопросила она.
-   Ещё бы! Сегодня у нас фаршированные перцы!
-   Ес! – довольно воскликнула она, - Это все любят, а я – больше всех!
-   Папа! Виктор! К столу! Ужин ждёт! – позвала мама.
-   Идём – идём! – откликнулись дедушка с папой, сидевшие за шашками, - Только закончим партию!
-   Пока ваша партия закончится, всё остынет! – ответила мама.
   Дедушка с папой прервали партию и пошли на кухню.
-   Для снятия пробы и уничтожения ужина всегда готовы, шеф – повар! – приложив ладони к голове, доложили они одновременно.
   Рита хихикнула, а мама с бабушкой улыбнулись.
-   Садитесь за стол, шутники! – сказала мама.
-   Как дети! – добавила бабушка.
-   А что – разве плохо быть детьми? – спросил, улыбаясь, папа.
-   Ну, до определённого возраста, может, и хорошо, но не до старости же! Сказала бабушка.
-   Ты не права, мать! – ответил дедушка, - Нельзя относиться ко всему слишком серьёзно! Самые большие глупости вытворяют с самой серьёзной миной! – Это давно известная истина!
   После ужина, доиграв с папой партию в шашки, дедушка проявил интерес к компьютеру, за который села Рита.
-   Интересная штука! – восхитился он, - Научишь меня, внучка, как на нём работать?
-   Пожалуйста, дедуль! Конечно покажу, что смогу! Правда, я и сама ещё многого не знаю и не умею делать на нём. Но папа и мама умеют. Я у них спрашиваю, если чего-то не знаю!
   Дедушка и впрямь всерьёз заинтересовался компьютером, возможностями этой техники. Он то и дело «пытал» Риту своими вопросами: « как сделать это?», « какую кнопку нажать, чтобы убрать это?», «как найти то?», и другими подобными вопросами, отвлекая её от приготовления уроков. Ей это не очень нравилось, но в то же время она восхищалась и гордилась дедом, который довольно быстро осваивал работу на компьютере.
-   Ну всё, бабка! Иду покупать себе компьютер! – заявил он, наконец.
-   С ума, что ли, сошёл? Зачем он тебе? Телевизора не хватает, что ли?  Всё бы ему игрушки! До шестидесяти лет дожил, а ума – что у дитяти! – возмутилась бабушка.
-   Ничегошеньки-то ты не понимаешь! Это такая вещь! Погоди! Я ещё и тебя научу, как им пользоваться! Сама запросишь, чтобы я и тебе купил компьютер!
-   Ещё чего! Очень надо! У меня что – дела больше нет? Тут не знаешь, как с домом-то управиться! Огород, овцы, куры, собака, кошки! Всё обиходь! Всех накорми! И тебя в придачу! Бездельник!
-   Но-но! Ты поосторожней со словами! Не бросайся такими обвинениями! Пробросаешься! Я ведь к тебе по-доброму, а ты – как агрессор! Обязательно всё испортишь! Абама в юбке!
-   Бабушка! Дедушка! Хватит вам ругаться! – воскликнула Рита.
-   Да что ты, внученька! Разве мы ругаемся? Просто разбираемся, что к чему, чтобы потом всё было хорошо.
-   А без ругани нельзя, чтобы было хорошо?
-   Опять за рыбу деньги! Да не ругаемся мы! Живём душа в душу.  Так ведь, бабушка?
-   Так, так, старый!
-   Какой же я старый? Я ещё огого!  Вон и компьютер скоро освою!
-   Зачем он тебе?
-   Я, может, работать на нём буду!
-   И какую же работу ты собираешься делать на нём?
-   Да мало ли? Тут много работы предлагают!
-   Где?
-   В компьютере! Они зарабатывают, а я что – хуже них?
-   Они-то зарабатывают тем, что людей разводят, и Вас могут развести и не поморщатся! В придачу ещё и скроются! Ищи ветра в поле! Они и другими плохими делами занимаются. Вы хотите подобным заниматься?
-   Упаси, Господь! Я надеюсь, что найду нормальную работу с нормальным заработком. В крайнем случае, может, сам придумаю что-нибудь! – успокоил дедушка.
-   Ну-ну! «Дорогу осилит идущий»?
-   Само собой! Кто сиднем сидит – тот как каракатица – назад пятится к первобытному человеку. Надо всё время двигаться вперёд, до самой смерти. Если ты, конечно, человек. Развиваясь сам, человек развивает науку, технику. А те в свою очередь снова развивают человека. Я правильно говорю, Ритуся? Тебе помогает развиваться компьютер?
-   Конечно!
-   Ей больше помогают развиваться другие занятия. Расскажи-ка дедушке с бабушкой, чем ты занимаешься! – попросил отец.
- Ну зачем ты, папа? Это мой секрет!
-   Но ты же говорила мне, что никакого секрета нет!
-   Это от тебя нет секрета! А вообще-то я об этом скажу только тогда, когда всё получится!
-   А нам долго придётся ждать, когда это произойдёт?
-   Этого я пока и сама не знаю.
-   Если через много лет, то мы с бабушкой вряд ли уже узнаем, что у тебя получилось!
-   Я думаю, через каких-нибудь пять – шесть лет, наверное, уже будет понятно, сбудется ли моя мечта.
-   О-о-о! Наверное, это серьёзная мечта, если к ней так долго надо готовиться! – уважительно заключил дедушка.
- Не сомневайтесь! И я к ней приду не смотря ни на что!
   Пока бабушка обследовалась и подлечивалась при поликлинике, они с дедушкой погостевали ещё с неделю, а потом уехали к себе в деревню, купив ноутбук.
   Правда, он оказался там не у дел. В деревне не было возможности установить связь с интернетом. Дедушка расстроился и попросил Виктора помочь ему в решении этой проблемы. У них в деревне телефонный аппарат был только в сельсовете. Деревенские давно пользовались мобильниками, а для установления связи с интернетом нужна была телефонная линия. Отец Риты добился её проведения. А потом помог тестю и с модемом. Объяснил, как соединяться с интернетом, оставил ему книгу по освоению работы на компьютере. Тесть повеселел. Особенно ему понравилась возможность общения по «скайпу».
-   Ну, теперь держись! Всё хозяйство будет на мне! – расстроилась бабушка. – Он, ведь, чем займётся, - то основательно! Остальное по боку! Трава не расти! – сказала она зятю с укоризной в сторону дедушки.
-   Не надо расстраиваться! Это он поначалу будет долго сидеть за компьютером, а потом дела отвлекут его от этого занятия!
-   Если бы! Что-то не верится!
-   Ваша внучка такая же по характеру: если задумает что, будет упрямо идти к своей цели, что бы там ни случилось, какие бы препятствия не стояли на пути! Недавно была олимпиада для старшеклассников по английскому языку. Она говорит мне:
-   Я тоже хочу участвовать в этой олимпиаде!
   Я ей объясняю:
-   Ты учишься в пятом классе, а там участвуют только старшеклассники 8 – 11 классов! Тебя никто не примет туда!
   Так, что Вы думаете? Она всё-таки пошла, уговорила, чтобы ей разрешили участвовать в олимпиаде. В результате заняла первое место! Разве можно остановить этого ребёнка? Это же неплохое качество: стремление быть первой. Оно двигает человека вперёд, не стоять на месте. Обруби ей это желание, - всё! Она пропадёт! Нельзя обрубать крылья у птицы, - она создана для полёта!  Кому-то этого вовсе и не нужно! А для неё в этом жизнь. Рита – наша «чайка». И я думаю, у неё всё получится. А мне хочется просто ей в этом помочь, и никак не мешать. Она справится!


Комментариев нет:

Отправить комментарий