суббота, 30 августа 2014 г.

Участник конкурса в номинации "Поэзия" Сергей Бударин


***
С ночи лунной, когда заалели
Перелесья в осеннем огне,
Не стучит, ни о чём не жалея,
Моё сердце в родной стороне.

Не пойму: то  закрыл мои веки
Кто-то тайный незримой рукой,
Иль забыл моё сердце навеки
Человек, мне навек дорогой?


Ныне ночью луна так же светит.
Я стою над туманной водой.
Колыхает порывистый ветер
Крон осенних огонь золотой.

Хорошо, когда веет прохладой
С невысокой отцветшей воды,
С неуёмною тихой отрадой
Вспоминать дорогие черты.
О лукавость очей с поволокой,
Томность милых сомкнувшихся век…
Только осень, горя позолотой,
Ни о чём не жалеет вовек.
***
О сторона речного ветра
С весенним радужным огнём...
Я, может, ныне до рассвета
 Навек оставлю отчий д

С весною новой не увижу
Твои поля под звон берёз
И облаков резную крышу,
Забитую гвоздями звёзд.

Уже забили час прощанья
Стенные лунные часы.
И под машин кобылье ржанье
Брехают уличные псы.

Так объявись в окне рассветном
То, что пришло и что пройдёт!
…Вовеки край речного ветра
В душе моей не отцветёт.
***
С грустных осенних дорог
Лютых ветров помело
Прямо к избе на порог
Пламя листвы намело.

Пасмурных дней жернова
Вязнут в бору золотом.
Лунных лучей рукава
Мокнут в пруду под окном.

Запах гвоздики тягуч.
Спит у скамьи лебеда.
В бочках сверкающих туч
Плещет о донья вода.

Цаплей повисло гнездо,
Злой пустотою гудя.
Сквозь облаков решето
Сеются зёрна дождя.

Лей, дождевая вода!
Пейте, поля и луга!
Взвейся над гладью пруда
Радуги звонкой дуга!

Ты не болей о былом,
Буйна моя голова.
В жизни над всяким двором
Грома висит булава.
***
Подхожу я знакомой тропою
К свету синих цветов луговых.
Вдалеке из лесов вековых
Мне берёзонька машет рукою.

И струится из озера хлеба
Вниз по склону овсяная медь.
И рассвет, словно бурый медведь,
Медовуху лакает из неба.

Заалели зарёю залесья.
Засияли вдали облака.
И светла мне о прошлом тоска,
Как льняных колокольчиков песня.

Потому-то, в тоске утопая,
Я пришёл под сиянье лугов
Расплескать синеву лепестков,
В буйство вешних цветов наступая.

Где близки под напевами ветра
Сердцу быстрые волны овса.
И сочится мне счастьем в глаза
Зорька нежною алостью света.
***
Порывистый ветер огня
Летит от степного костра
К реке, где у чёрного пня
Тревожно гудит мошкара.

Звезды разгоревшейся звон
Швыряет зловещий огонь
Листвы от берёзовых крон
На горестной речки ладонь.

О, ветры сторон четырёх,
Гудите осенней тоской!..
Татарник и чертополох
Мне не обещают  покой.

Пусть ворох сияющих снов,
Что чудился в жизни былой,
Звенит под гуденье ветров
В горенье листвы огневой.

Под вспыльчивый месяца свет
Златая звезда отзвенит.
И тихий осенний рассвет
Глаза синевой напоит.
***
Я уйду в ночные степи
Под гуденье звёзд златых,
Ощущая дивный трепет
Босоногих дней былых.

Там, в степях, гуляет осень,
Золотит заря стога.
И в звенящих кронах сосен
Проплывают облака.

И сегодня помню ясно,
Как бежал мальчишкой в бор,
Чтоб сквозь облачные прясла
Привести рассвет в наш двор.

Я бежал в родные степи
Под гуденье звёзд златых.
Да сдувало ветром кепи
У меня с волос ржаных.

Там, в степях, гуляла осень,
Золотя зарёй стога.
А в лучистых кронах сосен
Проплывали облака.

Я уйду в ночные степи
Босоногих детских лет.
И, забросив в небо кепи,
Встречу юности рассвет.

***
Сердце моё молодое
Нежный туманит закат.
Дремлют полынь с лебедою
Возле дороженьки в сад.

Звёзды, как жемчуг зернистый
В небе над тихим прудом.
Сел соловей серебристый
На покосившийся дом.

Ивы выводят в тумане
Возле пруда хоровод…
Тонет в предутренней рани
Жемчуг небесных высот.

Сердце моё молодое,
В эту ночную теплынь
Про дорогое былое
Шепчет украдкой полынь.

Мчится над огненной бездной
Зорька в багряных шелках.
Жемчуг сверкает небесный
В рыжих её волосах.

Прямо к пруду дорогому –
Звёздной дороженькой в сад.
Прямо к тебе, молодому,
Под соловьиный раскат.
***
Лунный кувшин на рассвете
Млечность тумана разлил.
На огневом бересклете
Пламя цветов погасил.

Руку мне ветер игривый
Влажным лизнул языком.
Я по осоке сонливой
К речке бегу босиком.

Мчится за мной неустанно
Ветер, как пёс озорной…
Я никогда не расстанусь
С милой степной стороной.

Что ж ты расплакалась, ива,
Голову низко склоня?..
Говором нежным прилива
Речка встречает меня.

Млечным туманом вскормлённый
На заливном берегу,
В край свой приволжский влюблённый,
Рухну в траву на бегу.
***
Не забыть под звон капели
Мне свой ветхий дом родной,
Где играет на свирели
На крыльце апрель шальной.

Где на днях под звёздной кущей
Залепечет милый плёс.
Наливаясь соком в пуще,
Зазвенят стволы берёз.

То ли звёзды шепчут в уши,
То ли вижу в снах чудных,
Что мальцом босым по лужам
Я бреду в краях родных.

И, вскормлённый слёзным соком,
Я иду тропой сырой,
Где стоит в лесу высоком
Неизбывный дом родной.

Колесом вселенским солнца
Золотой раскручен день.
А у милого оконца
Золотых лучей плетень.

Чтоб я был всегда везучий,
Чтоб мне жизнь была светла,
Нить из пламя грозной тучи
Для рубахи мать спряла.

Возмужал в рубахе красной,
С волосами цвета медь…
И пошёл тропой ненастной
По Руси в свирель дудеть.
***
Полночь сыра и душиста.
Кони стоят у плетня.
Хрипнет гармонь гармониста.
Тлеет костёр без огня.

Сосны глухими рядами
Стонут на диком юру.
Хвойными держат руками
Месяц в гудящем бору.

С грустью кукует кукушка,
Сидя на ветке сухой.
И покосилась избушка
Под невесёлой ольхой.

О, ты, сосна дорогая,
Полночь и месяц седой!..
Пусть меня тройка гнедая
К жизни несёт молодой.

Пусть распоётся гармошка,
Пляшет огонь над костром.
И загрустит у окошка
Мать обо мне, дорогом.

Будет гадалкой кукушка
Врать мне о жизни иной.
Каждая рядом избушка
Будет казаться родной.
***
Зреют в заоблачной ниве
Звёздные зёрна зари…
Звон в колокольном разливе
Льют по земле звонари.

Звёздною высью рябою
Зёрна зари расцветут.
В роще пред сонной избою
Тихо старухи поют

Песню о жизни неспешной
В светлой своей стороне…
Скачет в долине безбрежной
Всадник на белом коне.

Колос в заоблачной ниве
Лунным срезает серпом.
Кормится в радужной жниве
Конь его звёздным овсом.

Песню о жизни неспешной
Тихо старухи поют.
Звон колокольный утешный
В сердце своём берегут.
***
День лучезарный певуч.
Катится с неба волною.
Тёплый пульсирует луч
Яркой игристой весною.

По небу ходит волна
Русского доброго света.
Плещет о стёкла окна
Райская музыка эта.

Утром журчащим проснусь –
Музыкой неба согретым.
В день ключевой окунусь
В горнице, залитой светом.
***
Ныне луной запоздалой
Мрак озарился ночной.
Осень кобылою алой
Скачет в долине лесной.

Грустно по речке свинцовой
Вдаль уплывает заря.
Где-то под кущей кедровой
Слышится плач глухаря.

Свищет во мраке уныло
Ветер над тихой рекой.
Алую холку кобылы
Треплет холодной рукой.

Ох, не свищи ты, мой присный!..
Завтра зима к нам придёт.
Вьюжной метлою капризной
Грусть о былом наметёт.
***
Утро в небесных лугах
Стадо барашков пасёт.
Зорька в багряных шелках
За руку солнце ведёт.

Уши развесил лопух.
Музыка в небе парит.
Утро, весёлый пастух,
В рог золочёный трубит.

Тихо ворота скрипят.
С криком летят журавли.
Утренним светом сквозят
Церкви в багряной дали.

Полночь… В небесных мирах
Стадо барашков плывёт.
С прядью седой на висках
Месяц по небу идёт.

Сник под забором лопух.
Глухо, как пьяница, спит.
Полночь, печальный пастух,
В рог золотой не трубит.

Тихо ворота скрипят.
С неба ушли журавли.
Светом вселенским горят
Церкви в небесной дали.
***
Льётся во мраке трескучем
Воска горячего медь.
Хлещет по стёклам плакучим
Веток безлиственных плеть.

В поле на гулкой дороге
Рыщет волчицей пурга.
Тонет иголкою в стоге
В дымном сугробе слега.

Светит из тучи морозной
В сердце мне волчья звезда…
Я по дороженьке звёздной
Скоро уйду навсегда.

И под пурги завыванье
Милая добрая мать
Будет меня на прощанье
Нежно к себе прижимать.

Свечка прольётся в тревоге,
В слёзном дожде золотом.
И заметёт все дороги
Волчьим искристым хвостом.

В мире земном-непогожем
Горечь испившая мать
В каждом случайном прохожем
Будет меня окликать.
***
Дни за поводья зари
Чёрную лошадь ведут.
В тихом бору глухари
Небо жемчужное пьют.

Светит лампада в избе,
Словно на небе звезда.
Слёзно о русской судьбе
Шепчет в полях резеда.

Чёрная лошадь заржёт.
Вскинет поводья зари.
Слёзы с небесных высот
Выпьют в бору глухари.

Гаснет лампада в избе.
Тает на небе звезда.
Горько о русской судьбе
Плачет в полях резеда.
***
Ива в осеннем дворе
Тихим задумчивым днём,
Словно свеча в алтаре,
Вспыхнула жёлтым огнём.

Ветер метёт по земле
Воск шелестящей листвы.
Плещут в заоблачной мгле
Лебеди свет-синевы.

Осень, молитву шепча
Перед иконой небес,
Светится, словно свеча
В предощущенье чудес.
***
Ранним искрящимся летом
В снежном метельном бреду
Млечным окутаны светом
Яблони в нашем саду.

Солнце алеет и пышет,
Цвет осыпая с ветвей.
Звонкое небо колышет
Песней своей соловей.

Яблоком жёлтым созреет
Солнце на ветке зари.
Сердце моё отогреет,
Светом любви обагрит.
***
Сердце вспорхнуло в груди,
Память, услышав родную.
Как на параде, дожди
Дробь отбивают шальную.

Плащ лучезарных небес
Утро оденет на кроны.
И всем деревьям окрест
Звёзды слетят на погоны.

Яркой зарёй в облаках
Лес заалеет широкий.
Тополь в туманных лугах
Держит дозор одинокий.

Словно солдат начеку,
Старшего видя по званью,
Руку приложит к виску
Честь отдавая сиянью.

Сердце с природой в ладу,
Крылья в груди расправляет,
В звонкую мчит высоту,
Отчий простор прославляет.
***
Свечку горючей луны
Ночь запалила во мраке.
Тропкою из глубины
Стелется отсвет в овраге.

Этот кочующий свет
Жизнь и судьбу предвещает -
Чистый небесный рассвет
Свечкой во мраке встречает
***
Я Вас хотел бы звать на ты,
Когда увидел Вас впервые.
Три года бренной суеты,
Как Вы покой во мне смутили.

Я помню вечер при луне –
Мы шли вдоль речки над обрывом.
Не позабыть вовеки мне,
Каким я был тогда счастливым.

Нас познакомил общий друг,
Которого Вы не забыли.
И сто надежд, и сто разлук
Для нас попутчиками были.

Любил ли Вас тогда? О, нет!
Рассудок этого не знает.
Но жил во мне любовный свет,
Который душу озаряет.

…Я повзрослел, сказать пора –
 Я стал другим и вы другая.
Вы – юности моей сестра.
Я Вас прощаю, дорогая.
***
Зорька машет в небе
Розовым платком.
А в медяной степи
Мчусь я босиком.

И луна сорокой
Вьётся надо мной.
Я степной дорогой
Доберусь домой.

…Рада мне осока,
Клонится ольха.
И висят высоко
Уши лопуха.

Поле ржи зареет
Звонким ручейком.
Пусть душа светлеет
В песнях ни о ком.

Может, встречу счастье,
Раздавлю вино…
Чьё ласкать запястье –
Сердцу всё равно.

Утону я с милой
В золотой волне.
Загорят рябиной
Звёзды при луне.

Комментариев нет:

Отправить комментарий