«ЗДОРОВЫЙ ЕВРОПЕЙСКИЙ ЭГОИЗМ»
Лет тридцать назад в Москву приехал из Германии, тогда еще Западной, известный писатель, эмигрировавший в свое время из СССР (нет надобности называть его имя). Было преддверие горбачевской перестройки. Писатель давал интервью тележурналистам. Его снимали на фоне Манежной площади и Кремля. Он сказал примерно так: “России надо избавиться от своего дурацкого национального альтруизма и обрести, наконец, здоровый европейский эгоизм. Жить надо не для других, а для себя.”
Я вспомнил об этом, когда в России началась кампания по приватизации, т.е. почти безвозмездная торопливая передача государственной собственности в частные руки. Руки эти, уже давно, со времен брежневского “доброго” безвластья прибравшие основные рычаги государства, стали теперь скупать искусственно обесцененные чеки на общенациональную собственность - ваучеры (название вполне наукообразное, а главное - непонятное для русского человека).
По существу, с этого и началась операция по изъятию у России ее “дурацкого национального альтруизма”. Совершался не просто политический переворот, а переход от одного устройства жизни к прямо противоположному, от принципа “жить во имя всеобщего благополучия” к принципу “жить для себя, а не для других.”
Все делалось не постепенно, не в последовательности проб и ошибок, а сразу, с одновременного заваливания психики людей через все каналы телевидения, прессу, радио, кино, эстраду, через каждую, казалось бы, незначительную информацию... Так перекрывают реку, когда день и ночь без передышки заваливают ее глыбами бетона, камнями, и всем, что попало, только чтоб перевести течение в другое русло.
Другое русло, в отличие от прежнего, многовекового, проложенного национальным альтруизмом, определялось просто и доступно даже для одноклеточной амёбы: «Бери от жизни всё!» Наперекор всем пророкам и мудрецам с их тысячелетними “бреднями” о высшем смысле жизни, о долге перед людьми и Богом, с их евангельскими заповедями отдавать, а не брать, - БРАТЬ!
Возникшая на телеэкране команда допущенных к нему нужных людей оказалась резко отделенной от народа, сидящего перед экраном. Команда эта выявляет, выдвигает, отбирает, раскручивает в общественном сознании новых устроителей жизни - тех, что с яростной готовностью перечеркивают не только советские годы России, но и всю ее предшествующую историю, прослеживая в ней патологию национального характера как первопричину всех ее бед. Так, вполне прямолинейно возникло оправдание несостоявшегося устройства новой жизни, подготовленной для России авторами ваучеровской приватизации и шоковой терапии.
Оправдание это, по существу, означало призыв к устранению возникшего препятствия, т.е. к изменению того самого способа жить (национального сознания), который свойственен именно этому народу. Иначе говоря, естественно возникала необходимость уничтожить самые корни, из которых веками произрастал народ.
Недавно на одной из конференций, посвященных психической защищенности человека, один из выступавших говорил так: духовные ценности - эфемерны и нематериальны, и они всегда вызывали сомнение. Сегодня, наконец, все ясно и бесспорно: единственно надежная ценность - это деньги и умение отбросить все так называемые идеалы и бороться за себя... Выступавший оказался педагогом в общеобразовательной школе и, кажется, даже возглавлял методический кабинет по литературе.
Вполне серьезно в прессе и по телевидению прозвучало предложение обсудить в Думе вопрос о сокращении в школах уроков русской литературы и даже о полном исключении этого предмета по причине его “практической невостребованности в будущей жизни.” В Думе хватило тогда здравого смысла отказаться от этого предложения, и было еще открытое письмо президенту страны от ведущих писателей, оглушенных таким покушением на святая святых.
Но наступление на русский альтруизм продолжается по всем каналам публичной жизни, вплоть до массовых игр все на том же телеэкране, где книги - наивные призы советских времен - заменены денежными премиями, а названия игр откровенно призывают все к той же “единственно реальной ценности”: “Кто хочет стать миллионером?” И как апофеоз освобожденного от запрета здорового эгоизма - дворцы казино, соблазняющие не только “взять от жизни всё”, но вырвать всё и у ближнего, победить в этой бешеной имитации жизни, потому что и сама жизнь - игра, в которой есть только один смысл - выиграть. И всё в этом мире движется не вперёд, а по бессмысленному кругу рулетки...
И это предлагается народу, чей позыв к справедливости еще совсем недавно реализовывался в таких конкретных и неоспоримых достижениях, как бесплатное жилье, и бесплатное лечение, и бесплатное образование, и почти бесплатное приобщение к мировой культуре - самые низкие в мире цены на книги и самые высокие тиражи книг, доступность театров, кино, музеев, продвижение культуры в самые глухие углы страны - иначе говоря, повседневное утверждение духовных стимулов как основных двигателей жизни. Все остальное - то, что человеку надо есть, пить, одеваться, рожать и защищать детей - все это, в конечном итоге, только условия его физического сохранения, смысл же существования человека - Культура: материализованная духовная энергия, посланная в мир через человека. И именно он, этот русский альтруизм, воспитал поколение людей, для которого извечный материальный стимул - стремление к богатству - стал вытесняться стремлением к признанию общественной необходимости человека как главного смысла его жизни.
С некоторых пор семидесятилетнее существование СССР с его тоталитаризмом, созданием сверхдержавы, репрессиями, их разоблачением, победой над фашизмом, полетом в космос, поражением в “холодной войне” принято называть антинациональной паузой в развитии России. Наиболее спокойные объяснения этих и подобных определений сводятся к простой формуле: проблемы русской национальной жизни принесены в жертву идее всеобщей справедливости.
Иначе говоря, речь идет о русском национальном сознании, которое и определяет проблемы национальной жизни, в его отношении к идее “всечеловеческого братства”, по выражению Достоевского. А еще точнее, речь идет о русской национальной идее, да, да, той самой, что недавно еще с таким наивным невежеством была объявлена во всероссийский розыск. И даже прозвучал призыв: создать национальную идею!
Азбучная истина: национальная идея исключает не только призыв ее создать, но и возможность ее потерять. По той простой причине, что Идея эта есть не что иное, как неистребимый духовный образ народа. Он живет и после исчезновения народа - в его культуре.
Для нас особенно наглядно свидетельствует об этом русская литература: уже в исповедальной открытости ее отразилась главная черта народа - его безбоязненная доверчивость миру и истинность его веры в Божественный промысел.
От неизвестного, затерянного в древности автора “Слова” до великого, хотя еще почти не открытого Андрея Платонова русские писатели выстрадали в своих бесстрашных откровениях идею самопожертвования (идею Христа!) как реального пути спасения для всех.
Вот как об этом сказал Достоевский в своей Пушкинской речи: “О, народы Европы и не знают, как они нам дороги! И впоследствии, я верю в это, мы, т.е., конечно, не мы, а будущие грядущие русские люди поймут уже все до единого, что стать настоящим русским и будет именно значить: стремиться внести примирение в европейские противоречия, уже окончательно указать исход европейской тоске в своей русской душе, всечеловеческой и всесоединяющей, вместить в нее с братскою любовью всех наших братьев, а в конце концов, может быть, и изречь окончательное слово великой общей гармонии, братского окончательного согласия всех племен по Христову евангельскому закону!.. Я говорю лишь о братстве людей и о том, что ко всемирному, ко всечеловеческому братскому единению сердце русское, может быть, изо всех народов наиболее предназначено, вижу его в нашей истории, в наших даровитых людях, в художественном гении Пушкина. Пусть наша земля нищая, но эту нищую землю “в рабском виде исходил, благословляя”, Христос. Почему же нам не вместить последнего Слова Его? Да и сам Он не в яслях ли родился?..”
Слова Достоевского и сегодня обращены ко всему миру. В них - предвидение всеобщего согласия на основе того самого дурацкого национального альтруизма, от которого Россию пытаются так настойчиво избавить.
И никому из идеологов и участников этой благотворительной акции не приходит в голову простая мысль (признак, во всяком случае, элементарной образованности), что национальное сознание народа - это и есть народ, и образ жизни его, определенный этим сознанием, не приемлет никаких “инъекций” сознания чужеродного. Он таит все возможности своего развития в самом себе, в своей духовной неповторимости, и исправить его можно разве только уничтожив его, как это сделали европейские исправители с первонародами других континентов. Но Бог создал Россию большой и недосягаемой даже для таких грандиозных попыток ее уничтожить, как нашествие Наполеона или Гитлера.
Попытка же уничтожить Россию обречена хотя бы потому, что в ней, в ее духовной реальности, сбылась величайшая из заповедей спасения: отдавать, а не брать. Только так человек может воздать Богу, одарившему его разумом.
Лет тридцать назад в Москву приехал из Германии, тогда еще Западной, известный писатель, эмигрировавший в свое время из СССР (нет надобности называть его имя). Было преддверие горбачевской перестройки. Писатель давал интервью тележурналистам. Его снимали на фоне Манежной площади и Кремля. Он сказал примерно так: “России надо избавиться от своего дурацкого национального альтруизма и обрести, наконец, здоровый европейский эгоизм. Жить надо не для других, а для себя.”
Я вспомнил об этом, когда в России началась кампания по приватизации, т.е. почти безвозмездная торопливая передача государственной собственности в частные руки. Руки эти, уже давно, со времен брежневского “доброго” безвластья прибравшие основные рычаги государства, стали теперь скупать искусственно обесцененные чеки на общенациональную собственность - ваучеры (название вполне наукообразное, а главное - непонятное для русского человека).
По существу, с этого и началась операция по изъятию у России ее “дурацкого национального альтруизма”. Совершался не просто политический переворот, а переход от одного устройства жизни к прямо противоположному, от принципа “жить во имя всеобщего благополучия” к принципу “жить для себя, а не для других.”
Все делалось не постепенно, не в последовательности проб и ошибок, а сразу, с одновременного заваливания психики людей через все каналы телевидения, прессу, радио, кино, эстраду, через каждую, казалось бы, незначительную информацию... Так перекрывают реку, когда день и ночь без передышки заваливают ее глыбами бетона, камнями, и всем, что попало, только чтоб перевести течение в другое русло.
Другое русло, в отличие от прежнего, многовекового, проложенного национальным альтруизмом, определялось просто и доступно даже для одноклеточной амёбы: «Бери от жизни всё!» Наперекор всем пророкам и мудрецам с их тысячелетними “бреднями” о высшем смысле жизни, о долге перед людьми и Богом, с их евангельскими заповедями отдавать, а не брать, - БРАТЬ!
Возникшая на телеэкране команда допущенных к нему нужных людей оказалась резко отделенной от народа, сидящего перед экраном. Команда эта выявляет, выдвигает, отбирает, раскручивает в общественном сознании новых устроителей жизни - тех, что с яростной готовностью перечеркивают не только советские годы России, но и всю ее предшествующую историю, прослеживая в ней патологию национального характера как первопричину всех ее бед. Так, вполне прямолинейно возникло оправдание несостоявшегося устройства новой жизни, подготовленной для России авторами ваучеровской приватизации и шоковой терапии.
Оправдание это, по существу, означало призыв к устранению возникшего препятствия, т.е. к изменению того самого способа жить (национального сознания), который свойственен именно этому народу. Иначе говоря, естественно возникала необходимость уничтожить самые корни, из которых веками произрастал народ.
Недавно на одной из конференций, посвященных психической защищенности человека, один из выступавших говорил так: духовные ценности - эфемерны и нематериальны, и они всегда вызывали сомнение. Сегодня, наконец, все ясно и бесспорно: единственно надежная ценность - это деньги и умение отбросить все так называемые идеалы и бороться за себя... Выступавший оказался педагогом в общеобразовательной школе и, кажется, даже возглавлял методический кабинет по литературе.
Вполне серьезно в прессе и по телевидению прозвучало предложение обсудить в Думе вопрос о сокращении в школах уроков русской литературы и даже о полном исключении этого предмета по причине его “практической невостребованности в будущей жизни.” В Думе хватило тогда здравого смысла отказаться от этого предложения, и было еще открытое письмо президенту страны от ведущих писателей, оглушенных таким покушением на святая святых.
Но наступление на русский альтруизм продолжается по всем каналам публичной жизни, вплоть до массовых игр все на том же телеэкране, где книги - наивные призы советских времен - заменены денежными премиями, а названия игр откровенно призывают все к той же “единственно реальной ценности”: “Кто хочет стать миллионером?” И как апофеоз освобожденного от запрета здорового эгоизма - дворцы казино, соблазняющие не только “взять от жизни всё”, но вырвать всё и у ближнего, победить в этой бешеной имитации жизни, потому что и сама жизнь - игра, в которой есть только один смысл - выиграть. И всё в этом мире движется не вперёд, а по бессмысленному кругу рулетки...
И это предлагается народу, чей позыв к справедливости еще совсем недавно реализовывался в таких конкретных и неоспоримых достижениях, как бесплатное жилье, и бесплатное лечение, и бесплатное образование, и почти бесплатное приобщение к мировой культуре - самые низкие в мире цены на книги и самые высокие тиражи книг, доступность театров, кино, музеев, продвижение культуры в самые глухие углы страны - иначе говоря, повседневное утверждение духовных стимулов как основных двигателей жизни. Все остальное - то, что человеку надо есть, пить, одеваться, рожать и защищать детей - все это, в конечном итоге, только условия его физического сохранения, смысл же существования человека - Культура: материализованная духовная энергия, посланная в мир через человека. И именно он, этот русский альтруизм, воспитал поколение людей, для которого извечный материальный стимул - стремление к богатству - стал вытесняться стремлением к признанию общественной необходимости человека как главного смысла его жизни.
С некоторых пор семидесятилетнее существование СССР с его тоталитаризмом, созданием сверхдержавы, репрессиями, их разоблачением, победой над фашизмом, полетом в космос, поражением в “холодной войне” принято называть антинациональной паузой в развитии России. Наиболее спокойные объяснения этих и подобных определений сводятся к простой формуле: проблемы русской национальной жизни принесены в жертву идее всеобщей справедливости.
Иначе говоря, речь идет о русском национальном сознании, которое и определяет проблемы национальной жизни, в его отношении к идее “всечеловеческого братства”, по выражению Достоевского. А еще точнее, речь идет о русской национальной идее, да, да, той самой, что недавно еще с таким наивным невежеством была объявлена во всероссийский розыск. И даже прозвучал призыв: создать национальную идею!
Азбучная истина: национальная идея исключает не только призыв ее создать, но и возможность ее потерять. По той простой причине, что Идея эта есть не что иное, как неистребимый духовный образ народа. Он живет и после исчезновения народа - в его культуре.
Для нас особенно наглядно свидетельствует об этом русская литература: уже в исповедальной открытости ее отразилась главная черта народа - его безбоязненная доверчивость миру и истинность его веры в Божественный промысел.
От неизвестного, затерянного в древности автора “Слова” до великого, хотя еще почти не открытого Андрея Платонова русские писатели выстрадали в своих бесстрашных откровениях идею самопожертвования (идею Христа!) как реального пути спасения для всех.
Вот как об этом сказал Достоевский в своей Пушкинской речи: “О, народы Европы и не знают, как они нам дороги! И впоследствии, я верю в это, мы, т.е., конечно, не мы, а будущие грядущие русские люди поймут уже все до единого, что стать настоящим русским и будет именно значить: стремиться внести примирение в европейские противоречия, уже окончательно указать исход европейской тоске в своей русской душе, всечеловеческой и всесоединяющей, вместить в нее с братскою любовью всех наших братьев, а в конце концов, может быть, и изречь окончательное слово великой общей гармонии, братского окончательного согласия всех племен по Христову евангельскому закону!.. Я говорю лишь о братстве людей и о том, что ко всемирному, ко всечеловеческому братскому единению сердце русское, может быть, изо всех народов наиболее предназначено, вижу его в нашей истории, в наших даровитых людях, в художественном гении Пушкина. Пусть наша земля нищая, но эту нищую землю “в рабском виде исходил, благословляя”, Христос. Почему же нам не вместить последнего Слова Его? Да и сам Он не в яслях ли родился?..”
Слова Достоевского и сегодня обращены ко всему миру. В них - предвидение всеобщего согласия на основе того самого дурацкого национального альтруизма, от которого Россию пытаются так настойчиво избавить.
И никому из идеологов и участников этой благотворительной акции не приходит в голову простая мысль (признак, во всяком случае, элементарной образованности), что национальное сознание народа - это и есть народ, и образ жизни его, определенный этим сознанием, не приемлет никаких “инъекций” сознания чужеродного. Он таит все возможности своего развития в самом себе, в своей духовной неповторимости, и исправить его можно разве только уничтожив его, как это сделали европейские исправители с первонародами других континентов. Но Бог создал Россию большой и недосягаемой даже для таких грандиозных попыток ее уничтожить, как нашествие Наполеона или Гитлера.
Попытка же уничтожить Россию обречена хотя бы потому, что в ней, в ее духовной реальности, сбылась величайшая из заповедей спасения: отдавать, а не брать. Только так человек может воздать Богу, одарившему его разумом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий