Галина Печаткина. Последнее интервью
Говорят, что когда умирает человек – умирает целый мир. Иногда это просто красивая фраза, но иногда со смертью человека действительно оканчивается целая эпоха, и тебе остается только благодарная память о том, что ты был сопричастен, что тебе выпала честь быть современником этого человека, а если очень повезет - быть его другом. Мне повезло – на моем жизненном пути встретился человек, который во многом определил мою литературную судьбу, сформировал видение творчества и понятия «судьба писателя», да и просто был мудрым советчиком во всех жизненных ситуациях. Это Галина Александровна Печаткина – прозаик, поэт, краевед, автор девяти поэтических и семи прозаических книг, заслуженный работник культуры Украины, лауреат литературной премии Автономной республики Крым. За долгие годы работы в печатных изданиях у нее вышло более 800 материалов.
Среди ее книг знаменитый двухтомник «Лики Тавриды», в котором собраны очерки, воспоминания и эссе о выдающихся людях: писателях, поэтах, артистах, художниках, бывавших и живших в Крыму, для которых полуостров стал источником вдохновения. Эти люди своими произведениями и деятельностью приумножили славу Крыма. Думаю, что Галина Александровна своей жизнью и важной, плодотворной работой заслужила почетное место среди тех героев, о которых она писала.
В быту она была неприхотлива, и главной ценностью для нее являлись книжные полки и картины, подаренные друзьями-художниками. Я часто бывала в гостях у Галины Александровны, и в наших долгих беседах мы рассуждали о литературе, о поэзии, о месте писателя в современном мире. Я нередко ловила себя на мысли, что все это нужно записать, что из глубокой мудрости и многолетнего опыта общения в писательской среде можно многое почерпнуть современным молодым авторам. Кое-что записывалось, но многое забывалось под напором каждодневных забот… Здоровье не позволяло Галине Александровне последние годы бывать на литературных мероприятиях, но она всегда была в курсе событий. Мы часто созванивались, и я рассказывала новости о том, как прошла та или иная встреча. Если в водовороте дел я забывала позвонить, то вечером в трубке раздавалось: «Здравствуйте, Вика! Что-то вы давно не звонили, я по вам соскучилась…».
Галина Александровна Печаткина умерла 25 декабря 2012 г. Последние полгода она, зная, что умирает, старалась сделать как можно больше. В каждом номере газеты «Литературный Крым», выпускающим редактором которой я являюсь, выходили ее материалы: стихи, очерки, статьи об интересных писателях. Гостей она уже не принимала, и я была одной из немногих, кого она хотела видеть. Месяца за полтора до ее ухода было записано интервью с Печаткиной – последнее, которое я брала у нее. Мы говорили о поэзии, о творческой реализации, о крымском литературном процессе. Думается, этот разговор будет интересен не только ценителям и почитателям таланта писательницы, но и всем, кто размышляет о судьбах литературы и печатного слова в двадцать первом веке.
- Галина Александровна, в свое время Евгений Евтушенко написал: «Поэт в России – больше, чем поэт». Как вы думаете, какова роль поэта в современном мире, в реалиях сегодняшнего дня?
- Когда-то давно мой большой приятель Леонид Чехович, поэт из города Саки, написал: «Я мир не изменю стихами, но я добавлю в нем добра». В девятнадцатом веке, задолго до революции, звучал набат Александра Герцена, Николая Некрасова. Сейчас поэтов такого уровня нет. Конечно, гражданские мотивы у тех поэтов, которые болеют душой за свою родину, сохранились. Они пишут не только любовную и пейзажную лирику. Но тут другой вопрос – могут ли изменить мир своим творчеством? Я думаю, что нет.
Понимаете, мир изменить сложно. Но можно повлиять на человеческую душу. Душа воспитывается на прекрасном. А прекрасное – очень широкое понятие. Для чего существует литература? Чтобы человек мог приподняться немного над бытом и мог ощутить и передать красоту мира. Я думаю, это и есть воспитание души. Если бы люди это восприняли, то наше общество изменилось бы, потому что главное в обществе – это люди. Но, к сожалению, поэзия у нас сейчас не в почете. И не потому, что имеет низкий уровень мастерства или ее запрещают - власти сейчас меньше всего обращают внимание на поэтов. Поэтам сейчас живется очень трудно.
- Каково может быть развитие литературы в двадцать первом веке? С развитием современных технологий мир меняется, все живут в интернете, вокруг очень большой поток информации, люди все меньше читают книг. По какому пути может пойти литература?
- В современных книгах мало души. Поэзия, например, да и проза тоже, – это нить от сердца к сердцу. А когда этой нити нет… У нас сейчас развлекательная литература, в основном детективы и приключения, то, что может отвлечь от серой действительности. А ведь роль писателя - влиять на души людей. У нас происходит наоборот - общество влияет на писателя, превращая все в товарно-денежные отношения, решая, что будет продаваться и какие книги найдут спрос.
Очень много переводных книг, и это неплохо. Но современные дети знают Гарри Поттера лучше, чем Геккельбери Фина или героев Николая Носова, Самуила Маршака, Корнея Чуковского, авторов книг моего детства. Я думаю, что ждать революции в литературе не стоит, ведь все это связано с нашим обществом и психологией людей. Поэтому сейчас даже хорошие писатели мечутся, отходят от реализма, придумывают различные направления литературы, объяснить которые зачастую может только сам автор. А людям это неинтересно. Читателям хочется, чтобы было понятно и интересно.
Я не думаю, что у нашей современной литературы большое будущее. Должны пройти годы. Сейчас генетически утеряны литературные корни. Как ни странно, никто уже не помнит поэта Якова Полонского, Льва Мея, на слова которого писали великолепные романсы Рахманинов, Чайковский, Римский-Корсаков. Наши шлягеры – два куплета, повторяющиеся десять раз. И вот эта массовая поп-культура создает духовно облегченного человека: все просто, послушал – и проникся культурой. Сейчас очень тяжелое время для творческих людей, в первую очередь для писателей.
- Современные авторы также будут забыты лет через пятьдесят…
- Даже раньше будут забыты. Умение рифмовать – это еще не поэзия. В наше время очень много графоманов. Это люди, которые считают себя приближенными к поэзии, умеют рифмовать и собирают стихи, как конструктор.
- А с чем связан подобный феномен – литература не получает никакого развития, и в тоже время столько пишущих людей?
- Я объясню вам просто: сейчас много творческих людей, и это от того, что в нашей действительности каждый хочет чем-то если не блеснуть, то быть не хуже других. Человек просто сопротивляется этой серой страшной действительности, которая его окружает со всех сторон. Последние десять лет в Крыму проходят бесконечные фестивали, встречи, вечера. Волна творчества прямо захлестывает людей. Это и хорошо, и плохо. Человек написал одну книгу – он ее представляет везде, получает известность. Ему этого достаточно: он услышан, востребован. И у него пропадает инстинкт продолжения творчества. Я часто это замечаю. Вторая сторона – сейчас очень тяжело издаваться. Если деньги есть – хорошо. А если денег нет? Нет книги – не солидно. Тогда авторы стараются пробиться на выступлениях, публикуют произведения в интернете. Вот такой идет любопытный процесс. Я когда просматриваю наши литературные газеты, то просто тону в этих фестивалях, творческих мероприятиях. Люди не ленятся ездить на большие расстояния, чтобы себя показать.
- А чем судьба писателя отличается от судьбы обычного человека?
- Настоящий писатель не похож на других, у него совсем другой внутренний мир. Это люди другой стаи, белые вороны в какой-то мере. Такие люди живут двойной жизнью, у них сильно развито внутренне состояние, которое питает их творчество, хотя внешне они живут как все люди. Обыватели считают творчество напрасным времяпрепровождением - сама с этим сталкивалась много раз. Люди этого не понимают, у них совсем другие ценности. Поэтому поэты и писатели стараются объединиться в союзы, где они встречают близких по духу людей. У нас существуют такие же союзы актеров, художников, музыкантов. Это своя семья, люди, с которыми можно поделиться своими планами и мнениями, единомышленники. Хотя зачастую и в союзах встречаются раздоры и зависть, в основном читают только себя и мало признают своих коллег по перу. И прошли те времена, когда существовали целые литературные школы, а у маститых авторов были ученики.
- Очевидно, писателю нужно обладать педагогическим талантом, чтобы заниматься с молодежью?
- Конечно. Я замечала, что литераторы, которые хорошо пишут, в жизни косноязычны. Как они будут других учить? С трудом. Я больше тринадцати лет состою в разных писательских союзах, так вот такого Союза писателей, как был раньше, уже не существует. В Крымское отделение союза писателей СССР входили Мария Глушко, Валентина Невенчанная, Борис Серман, Леонид Чехович, Александр Лесин – их было мало и все их знали хорошо, это были фронтовики, шестидесятники. Правильно писала Белла Ахмадулина: «Нас мало, нас, может быть, пятеро» - это Ахмадулина, Рождественский, Вознесенский, Окуджава, Евтушенко. Они делали политику в литературе, их знали, любили, они собирали огромные аудитории в Политехническом музее. Разве есть сейчас такое? Если собралось пятьдесят человек в зале, это уже счастье.
Литературный процесс трудно исследовать сейчас, потому что это как река, в которую вливаются множество притоков. На данный момент - а я слежу за литературой - нет ни одной исследовательской работы, которая бы смогла объять необъятное, дать критическое объяснение тому процессу, который проходит. Надеюсь, что когда-нибудь оно все же появится…
На этом наш разговор закончился. Но исследовательская работа, посвященная жизни и творчеству Галины Александровны Печаткиной, уже началась. Своими дальнейшими литературоведческими исследованиями мы продолжим труды Галины Александровны, которая - и это видится совершенно явственно - сама стала одним из «ликов Тавриды».
Говорят, что когда умирает человек – умирает целый мир. Иногда это просто красивая фраза, но иногда со смертью человека действительно оканчивается целая эпоха, и тебе остается только благодарная память о том, что ты был сопричастен, что тебе выпала честь быть современником этого человека, а если очень повезет - быть его другом. Мне повезло – на моем жизненном пути встретился человек, который во многом определил мою литературную судьбу, сформировал видение творчества и понятия «судьба писателя», да и просто был мудрым советчиком во всех жизненных ситуациях. Это Галина Александровна Печаткина – прозаик, поэт, краевед, автор девяти поэтических и семи прозаических книг, заслуженный работник культуры Украины, лауреат литературной премии Автономной республики Крым. За долгие годы работы в печатных изданиях у нее вышло более 800 материалов.
Среди ее книг знаменитый двухтомник «Лики Тавриды», в котором собраны очерки, воспоминания и эссе о выдающихся людях: писателях, поэтах, артистах, художниках, бывавших и живших в Крыму, для которых полуостров стал источником вдохновения. Эти люди своими произведениями и деятельностью приумножили славу Крыма. Думаю, что Галина Александровна своей жизнью и важной, плодотворной работой заслужила почетное место среди тех героев, о которых она писала.
В быту она была неприхотлива, и главной ценностью для нее являлись книжные полки и картины, подаренные друзьями-художниками. Я часто бывала в гостях у Галины Александровны, и в наших долгих беседах мы рассуждали о литературе, о поэзии, о месте писателя в современном мире. Я нередко ловила себя на мысли, что все это нужно записать, что из глубокой мудрости и многолетнего опыта общения в писательской среде можно многое почерпнуть современным молодым авторам. Кое-что записывалось, но многое забывалось под напором каждодневных забот… Здоровье не позволяло Галине Александровне последние годы бывать на литературных мероприятиях, но она всегда была в курсе событий. Мы часто созванивались, и я рассказывала новости о том, как прошла та или иная встреча. Если в водовороте дел я забывала позвонить, то вечером в трубке раздавалось: «Здравствуйте, Вика! Что-то вы давно не звонили, я по вам соскучилась…».
Галина Александровна Печаткина умерла 25 декабря 2012 г. Последние полгода она, зная, что умирает, старалась сделать как можно больше. В каждом номере газеты «Литературный Крым», выпускающим редактором которой я являюсь, выходили ее материалы: стихи, очерки, статьи об интересных писателях. Гостей она уже не принимала, и я была одной из немногих, кого она хотела видеть. Месяца за полтора до ее ухода было записано интервью с Печаткиной – последнее, которое я брала у нее. Мы говорили о поэзии, о творческой реализации, о крымском литературном процессе. Думается, этот разговор будет интересен не только ценителям и почитателям таланта писательницы, но и всем, кто размышляет о судьбах литературы и печатного слова в двадцать первом веке.
- Галина Александровна, в свое время Евгений Евтушенко написал: «Поэт в России – больше, чем поэт». Как вы думаете, какова роль поэта в современном мире, в реалиях сегодняшнего дня?
- Когда-то давно мой большой приятель Леонид Чехович, поэт из города Саки, написал: «Я мир не изменю стихами, но я добавлю в нем добра». В девятнадцатом веке, задолго до революции, звучал набат Александра Герцена, Николая Некрасова. Сейчас поэтов такого уровня нет. Конечно, гражданские мотивы у тех поэтов, которые болеют душой за свою родину, сохранились. Они пишут не только любовную и пейзажную лирику. Но тут другой вопрос – могут ли изменить мир своим творчеством? Я думаю, что нет.
Понимаете, мир изменить сложно. Но можно повлиять на человеческую душу. Душа воспитывается на прекрасном. А прекрасное – очень широкое понятие. Для чего существует литература? Чтобы человек мог приподняться немного над бытом и мог ощутить и передать красоту мира. Я думаю, это и есть воспитание души. Если бы люди это восприняли, то наше общество изменилось бы, потому что главное в обществе – это люди. Но, к сожалению, поэзия у нас сейчас не в почете. И не потому, что имеет низкий уровень мастерства или ее запрещают - власти сейчас меньше всего обращают внимание на поэтов. Поэтам сейчас живется очень трудно.
- Каково может быть развитие литературы в двадцать первом веке? С развитием современных технологий мир меняется, все живут в интернете, вокруг очень большой поток информации, люди все меньше читают книг. По какому пути может пойти литература?
- В современных книгах мало души. Поэзия, например, да и проза тоже, – это нить от сердца к сердцу. А когда этой нити нет… У нас сейчас развлекательная литература, в основном детективы и приключения, то, что может отвлечь от серой действительности. А ведь роль писателя - влиять на души людей. У нас происходит наоборот - общество влияет на писателя, превращая все в товарно-денежные отношения, решая, что будет продаваться и какие книги найдут спрос.
Очень много переводных книг, и это неплохо. Но современные дети знают Гарри Поттера лучше, чем Геккельбери Фина или героев Николая Носова, Самуила Маршака, Корнея Чуковского, авторов книг моего детства. Я думаю, что ждать революции в литературе не стоит, ведь все это связано с нашим обществом и психологией людей. Поэтому сейчас даже хорошие писатели мечутся, отходят от реализма, придумывают различные направления литературы, объяснить которые зачастую может только сам автор. А людям это неинтересно. Читателям хочется, чтобы было понятно и интересно.
Я не думаю, что у нашей современной литературы большое будущее. Должны пройти годы. Сейчас генетически утеряны литературные корни. Как ни странно, никто уже не помнит поэта Якова Полонского, Льва Мея, на слова которого писали великолепные романсы Рахманинов, Чайковский, Римский-Корсаков. Наши шлягеры – два куплета, повторяющиеся десять раз. И вот эта массовая поп-культура создает духовно облегченного человека: все просто, послушал – и проникся культурой. Сейчас очень тяжелое время для творческих людей, в первую очередь для писателей.
- Современные авторы также будут забыты лет через пятьдесят…
- Даже раньше будут забыты. Умение рифмовать – это еще не поэзия. В наше время очень много графоманов. Это люди, которые считают себя приближенными к поэзии, умеют рифмовать и собирают стихи, как конструктор.
- А с чем связан подобный феномен – литература не получает никакого развития, и в тоже время столько пишущих людей?
- Я объясню вам просто: сейчас много творческих людей, и это от того, что в нашей действительности каждый хочет чем-то если не блеснуть, то быть не хуже других. Человек просто сопротивляется этой серой страшной действительности, которая его окружает со всех сторон. Последние десять лет в Крыму проходят бесконечные фестивали, встречи, вечера. Волна творчества прямо захлестывает людей. Это и хорошо, и плохо. Человек написал одну книгу – он ее представляет везде, получает известность. Ему этого достаточно: он услышан, востребован. И у него пропадает инстинкт продолжения творчества. Я часто это замечаю. Вторая сторона – сейчас очень тяжело издаваться. Если деньги есть – хорошо. А если денег нет? Нет книги – не солидно. Тогда авторы стараются пробиться на выступлениях, публикуют произведения в интернете. Вот такой идет любопытный процесс. Я когда просматриваю наши литературные газеты, то просто тону в этих фестивалях, творческих мероприятиях. Люди не ленятся ездить на большие расстояния, чтобы себя показать.
- А чем судьба писателя отличается от судьбы обычного человека?
- Настоящий писатель не похож на других, у него совсем другой внутренний мир. Это люди другой стаи, белые вороны в какой-то мере. Такие люди живут двойной жизнью, у них сильно развито внутренне состояние, которое питает их творчество, хотя внешне они живут как все люди. Обыватели считают творчество напрасным времяпрепровождением - сама с этим сталкивалась много раз. Люди этого не понимают, у них совсем другие ценности. Поэтому поэты и писатели стараются объединиться в союзы, где они встречают близких по духу людей. У нас существуют такие же союзы актеров, художников, музыкантов. Это своя семья, люди, с которыми можно поделиться своими планами и мнениями, единомышленники. Хотя зачастую и в союзах встречаются раздоры и зависть, в основном читают только себя и мало признают своих коллег по перу. И прошли те времена, когда существовали целые литературные школы, а у маститых авторов были ученики.
- Очевидно, писателю нужно обладать педагогическим талантом, чтобы заниматься с молодежью?
- Конечно. Я замечала, что литераторы, которые хорошо пишут, в жизни косноязычны. Как они будут других учить? С трудом. Я больше тринадцати лет состою в разных писательских союзах, так вот такого Союза писателей, как был раньше, уже не существует. В Крымское отделение союза писателей СССР входили Мария Глушко, Валентина Невенчанная, Борис Серман, Леонид Чехович, Александр Лесин – их было мало и все их знали хорошо, это были фронтовики, шестидесятники. Правильно писала Белла Ахмадулина: «Нас мало, нас, может быть, пятеро» - это Ахмадулина, Рождественский, Вознесенский, Окуджава, Евтушенко. Они делали политику в литературе, их знали, любили, они собирали огромные аудитории в Политехническом музее. Разве есть сейчас такое? Если собралось пятьдесят человек в зале, это уже счастье.
Литературный процесс трудно исследовать сейчас, потому что это как река, в которую вливаются множество притоков. На данный момент - а я слежу за литературой - нет ни одной исследовательской работы, которая бы смогла объять необъятное, дать критическое объяснение тому процессу, который проходит. Надеюсь, что когда-нибудь оно все же появится…
На этом наш разговор закончился. Но исследовательская работа, посвященная жизни и творчеству Галины Александровны Печаткиной, уже началась. Своими дальнейшими литературоведческими исследованиями мы продолжим труды Галины Александровны, которая - и это видится совершенно явственно - сама стала одним из «ликов Тавриды».
Комментариев нет:
Отправить комментарий