среда, 3 сентября 2014 г.

Участник конкурса в номинации "Проза" Сотников Олег

О флаге, Родине, и простых примерах простого русского героизма
(из цикла рассказов «Домашние уроки»)

  Тот воскресный день был вполне обычным. Утром – всей семьей в храм, на утреннюю службу. Потом  пообедали и, собравшись в гостиной, занялись каждый своим делом. Мама - за вязание, я – за газеты, а наша дочь Маринка, или, как я ее называю - дочурик, забралась в кресло перед телевизором, чем не преминул тут же воспользоваться всеобщий домашний любимец – кот Бакс, довольно урчащий, он растянулся на коленях Маринки, ожидая ласки.  
-Пап, а что это за знамя? - дочурик добавила звук телевизора.

…на экране - Севастополь, морской праздник, чеканные ряды матросов, золотые погоны адмиралов…
- Ну, дочурик, даже как-то неловко слышать такое от внучки морского офицера!
-Так я …
- Подожди, я понял, что допустил непростительные упущения в твоем воспитании!
- Да? И в чем именно?- Маринка округлила глаза.
- Да ты понимаешь, до меня только сейчас дошло, что раньше я как-то не обращал внимания на твои слова, дескать, « мы это проходили»! Где проходили? Куда проходили? Получается - мимо проходили?
- Да, ладно тебе…
- Понимаешь, по-моему, скромному, но очень твердому убеждению, можно забыть со временем про бином Ньютона, но русскую историю, русскую литературу, русский язык, забывать невозможно!
- Ну, тогда расскажи уже про Андреевский флаг,- Маринка подперла щеку кулачком, приготовившись слушать.
-Изволь, и старайся закладывать в память!
…уже три века, флот российский выходит в море и принимает бой под Андреевским флагом. Ты спрашиваешь, почему такие цвета использованы? Потому, что белый цвет означает честь воинскую и благородство, а синий - безупречность в верности долгу. Андреевским он назван в честь святого Апостола Андрея Первозванного. Помнишь, наверное, как вам в воскресной школе рассказывали про апостолов? Именно Андрея первым призвал Спаситель, отчего и возникло - Андрей Первозванный! А закончил земную жизнь, будучи распят на косом кресте, который и называется с тех пор Андреевским. Петр Великий,  в первом Корабельном уставе, лично утвердил и форму и цвета флага флота Российского. Флага, который русские моряки никогда и не перед кем не спускали.
- Ой, так ли уже никогда?
- Никогда!
- Не, ты докажи!
- А, ведомо ли тебе дочурик, о подвиге крейсера «Варяг»?
- Слышала…что-то...
- Да? И что же ты интересно слышала?- мне стало весело.
- Пап, ну не начинай! Рассказывай давай! -Маринка умильно скорчила рожицу
- Слушай…
…было это в 1904 году. Время было тревожное. Императорская Япония точила самурайские мечи и клацала зубами в сторону Манчжурии, Курильских островов, Сахалина и Кореи. Так вот в Корее, в порту, под непонятным и смешным для нас названии - Чемульпо, стояли наши боевые корабли: крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец».
- Пап, извини, какая лодка?- Маринка озадаченно сдвинула брови.
- Канонерская! То есть – артиллерийская. Это такой небольшой сравнительно корабль с мощными пушками.
- А крейсер - он больше?
- Конечно! А,  «Варяг», к тому же, считался лучшим и самым быстроходным крейсером русского флота, что, кстати, знали и японцы. Однако они почему- то посчитали, что русские моряки испугаются и сдадутся на милость победителям. Забыли они только об одном - когда имеешь дело с русскими, надо бы еще доказать, что ты победитель. Накануне сражения, японский консул прибыл на борт «Варяга», сообщив, что Япония, объявила войну России и, предъявил ультиматум, предлагая русским кораблям сдаться. Всеволод Федорович Руднев, капитан первого ранга и командир «Варяга», посоветовал тогда консулу не произносить слов о сдаче в плен. А на следующий день, 9 февраля 1904 года, «Варяг» и «Кореец» вышли из порта Чемульпо навстречу японской эскадре…
- Погоди-ка, а порт-то был японский или корейский?
- Корейский. Более того, Корея объявила о своем  нейтралитете, а стало быть, по международным законам, японцы не имели никаких прав на атаку наших кораблей в нейтральном порту…
- Ничего себе наглость! Да они после этого…
- Стоп, дочь. Разделяю твое негодование, но хочу предупредить извержение из твоих уст  слов, не совсем литературных.
- Ладно-ладно, молчу. Но, все-таки, какие они…
-Остановись дитя мое. Реплики потом. Договорились? Слушать будешь?
- Да, извини, продолжай.
- Так вот, после того, как японского консула, спровадили с корабля с категорическим отказом, командиры кораблей – Всеволод Федорович Руднев и Григорий Павлович Беляев отдали своим экипажам только два приказа. Первый – команде одеться «по первому сроку», а второй - офицерам быть рядом с матросами.
- Постой-ка. Пап, а что значит - одеться «по первому сроку»?
- Это традиция такая. Когда моряки шли в бой, в сражение, а по сути – на смерть, они всегда надевали чистое белье. Как правило - новое. Не знаю точно, сколько этой традиции лет, но, как мне кажется, эта традиция жива и поныне.
- А зачем офицерам идти к матросам? Мне всегда казалось, что матрос – это как солдат, а вот офицер - он такой в красивой форме, ну как в кино!
- И ты права, Мариш, офицеры русского флота такими и были. Но помимо красивой формы и элегантного позвякивания золоченым кортиком, в этих людях была грандиозная сила духа. Великий наш флотоводец, вице-адмирал Степан Осипович Макаров, произнес когда-то замечательные слова: «Дайте мне корабль из дерева, а железо вложите в людей!» Вот потому-то и шли офицеры, многие из которых были потомками древнейших дворянских родов в матросские кубрики, разговаривали с матросами, писали от их имени письма домой, вместе пели песни, шутили беззлобно, то есть делали все, чтобы была у матросов уверенность в справедливом и благом деле. Они же вместе на смерть шли. Боевой корабль – это все- таки не поле боя, с траншеями и землянками, где укрыться можно. Поэтому, в морском бою, одинаково рискуют жизнью и матросы у орудий, и адмирал на мостике. Знаешь, раньше в армии говорили – нас послали в бой, а на флоте – нас повели в бой! Чувствуешь разницу? Так вот, от того, насколько слажен и сплочен экипаж, собственно говоря, и зависит победа. И на «Варяге», отношения между матросами и офицерами были добрыми, без панибратства и неприязни, другими словами - достойные!
- Ну, давай уже дальше, чем все закончилось-то? -  Маринка от нетерпения с ногами залезла в кресло, чем вызвала недовольство мирно заснувшего кота Бакса.
…и  вот, утром 9 февраля, офицеры «Варяга»  приняли решение принять бой, но ни в коем случае не сдаваться в плен и не сдавать врагу гордость русского флота. После чего, капитан первого ранга Руднев приказал построить экипаж. И сказал он буквально следующее: «Мы идем на прорыв и вступим в бой с эскадрой, как бы сильна она не была. Мы не сдадим ни крейсер, ни самих себя, сражаясь до последней возможности и капли крови. Исполняйте свои обязанности точно и спокойно, не торопясь, особенно комендоры, помня, что каждый снаряд должен нанести вред неприятелю. Пойдем смело в бой за Веру, Царя и Отечество!» …
- Ух, ты! Сильно!
- …Конечно. Ему же верили. И ответил экипаж могучим троекратным «ура»! И как эхом отозвался «Кореец»- там тоже трижды прокричали «ура»! Мало того, это мощный боевой клич слышали и на иностранных корабля, стоящих в порту и даже передовые японские отряды, которые уже захватывали Чемульпо.
- Вот это я понимаю! Вот где настоящие русские мужики…
- Скажем просто - русские люди. Кстати, есть еще один интересный факт. На «Корейце» служил коком, то бишь поваром, вольнонаемный, крестьянин из - под Киева, по фамилии Криштофенко. Так вот командир «Корейца» предложил ему сойти на берег, потому как повар присяги не принимал, и имел право не участвовать в бою. И вот, этот простой крестьянин ответил так: «Умирать, так всем вместе! Я буду биться вместе с вами!» И весь бой потом подносил снаряды к орудию.
- Да уж. Вот думаю, а я смогла бы?
- Хм, мне кажется, что воевать – все-таки привилегия мужчин в первую очередь.
-Ладно, рассказывай дальше!
 …а дальше, наши корабли снялись с якоря и пошли к выходу из бухты. Что примечательно, стоящие на рейде иностранный военный корабли выстроили на борту свои экипажи, салютовали флагами, а на итальянском крейсере, оркестр играл «Боже царя храни…». Таким образом, иностранные моряки отдавали дань уважения русским морякам, идущим на смерть. И поверь, это не высокие слова. Японская эскадра превосходила русские корабли в огневой мощи в пять раз. Против двух наших, вышли шесть крейсеров и восемь миноносцев.
- Жутко как… - Маринка даже передернула плечами.
- …согласен с тобой. И, тем не менее, «Варяг» с «Корейцем» приняли бой! Только за час боя «Варяг» выпустил по врагу более тысячи снарядов, потопил миноносец и серьезно повредил три крейсера, и сам получил повреждения, которые не давали возможности продолжать сражение. Руднев связался с командирами иностранных военных кораблей, и те, восхищенные мужеством русских, следуя не писаным законам морского братства, согласились предоставить русским морякам укрытие.
- Так наши спаслись?
- Экипажи - да. А корабли…Песня такая есть: «…сами взорвали «Корейца», нами затоплен «Варяг». И кстати, во время боя, неоднократно, осколками и снарядами японцы сбивали флаг крейсера, но каждый раз, матросы поднимали флаг вновь, иногда рискуя своей жизнью. Часовой у кормового флага, боцманмат Оленин, весь бой стоял на своем посту. У него посекло осколками всю одежду, раздробило приклад винтовки. Но с поста он не ушел! И когда открыли кингстоны, каперанг Руднев приказал флага не спускать. Так и ушел «Варяг» под воду с поднятым флагом!
- Да уж, пап, умеешь ты убеждать. А вот скажи, наших моряков наградили хоть?
- Что значит хоть? Конечно, наградили. Государь Император, можно сказать лично. Но, вот тебе опять интересный факт. После этого боя, японский император наградил  Руднева орденом «Золотого Сокола». В знак уважения и признания мужества. Ну, японцы в этом отношении вообще люди интересные!
- Ну, вот ты говоришь про то, что было больше ста лет назад. А сейчас есть такое? Или хотя бы лет пятьдесят назад?
- Есть! Всегда. Потому как подвиги только во имя Родины совершают. Но, это уже совсем другая история, как говорится в одной телепередаче.

Комментариев нет:

Отправить комментарий