понедельник, 25 августа 2014 г.

Участник конкурса #ЯРОДИНУЛЮБЛЮ на LiveLib в номинации "Публицистика".

Размышления сына вдали от дома.

Что для вас означает любовь к Родине? К тем местам, в которых вы родились и провели свое детство, а может и всю сознательную жизнь, что вы чувствуете, когда вспоминаете эти места и людей, с которыми были знакомы? Как бы то ни было, в большинстве случаев настоящие и неподдельные чувства любви вызываются тогда, когда мы находимся далеко от них, вызывающих теплые, искренние и нередко ностальгические чувства, лишь в нехватке таковых многие из нас познают настоящую ценность и красоту того, что было недоступно нам по ряду обстоятельств и причин.

Этот простой и общепризнанный факт является основой многих наших чувств. Сейчас я живу в другой стране, далекой и чуждой моей Родине, но именно там мне в голову пришел тот самый вопрос, который я написал в начале. Удивительно, не правда-ли? Сейчас, я абсолютно точно и окончательно пересмотрел свои взгляды и отношение к своей стране и традициям, а также, что немаловажно, к людям, которые здесь живут.
Люди - один из основополагающих факторов, по моему мнению, которые меняют и строят восприятие о Родине в частности, да и в мире в целом. Точный и определенный портрет для людей, окружающих вас вы можете всегда нарисовать сами, это не так уж и сложно, все зависит от вашего же восприятия и взглядов. Ни для кого не секрет, что существует мнение, будто у нас, мягко говоря, далеко не самые открытые люди и это вполне возможно, но если вы думаете, что этим может ''похвастаться'' только наша страна, то должен вас заверить, что это не так. В каждой точке мира найдутся такие граждане и их будет достаточно, поверьте мне.
Помимо наших людей, мне очень часто вспоминаются места, в которых я жил и навещаю до сих пор. Города, в которых мне довелось жить и провести в них немалую часть своей жизни. Но я вспоминаю о них не только по-ностальгическим соображениям, хотя эти воспоминания и вызваны на этой почве. Должен признаться, что одним из моих увлечений является фотография, и одна из возлюбленных мне тематик находится там, где вы живете и уже даже не замечаете того, что для кого то места обитания жителей России могут представлять эстетическую ценность. Мне очень нравятся дворы, обыкновенные дворы, в которых играют дети и стоят припаркованные машины. Дворы, которые всегда наблюдают за каждодневной рутиной людей, которые в них живут. В этом есть нечто завораживающее. Скорее всего, вы меня не поймете, возможно для вас все подобные места выглядят не более чем стоянка для автомобиля или предмет опасений в темное время суток, но убеждать в обратном я не буду, просто хотелось поделится тем, что даже в неприметных местах, некоторые могут увидеть нечто ценное.

Я бывал во многих местах и видел большое количество красивых мест, всем охота побывать в каких-нибудь знаменитых городах, сделав большое количество фотографий и сохранив их у себя в каком-нибудь альбоме или архиве, чтобы потом похвастать перед друзьями или родственниками о том, где вы были и что видели. Это похвально и стоит того, чтобы потратить на это определенную сумму денег и времени, но есть те места, в которые не популярно и не принято ездить, но возможно оно и к лучшему. Сейчас я говорю о природе, которой наша страна ну никак не обделена и должен сказать, что по-крайней мере меня природа нашей страны очень сильно поражает и удивляет своей красотой и обширностью. Взять хотя бы тайгу или огромные леса. Все это по-настоящему завораживает. Но помимо бескрайности и живописности существует еще одна вещь, которая только усиливает мою любовь к таким местам — это тишина и отсутствие цивилизации. На планете таких мест остаётся все меньше и меньше, да и до тех , которые есть, по-настоящему трудно добраться. Но в России таких мест очень много и все они абсолютно разнообразны и стоят того, чтобы отправится туда и получить незабываемые ощущения.
Еще один способ познакомится с бескрайними просторами нашей Родины и увидеть пейзажи, многие из которых достойны оказаться на полотнах художников, можно просто отправившись на поезде или машине куда бы вам не понадобилось. Такие путешествия хоть и занимают немало времени, но зато всегда можно ознакомится со своей страной и увидеть, где же еще живут люди.

Вы всегда должны помнить, что Родина — это не просто то место, в котором вы впервые увидели жизнь, это то, что остается в вашей памяти и в вашем сердце. Вы можете уехать оттуда настолько далеко, насколько можно в поисках чего угодно, но вы вряд ли сможете спокойно о ней забыть, как это происходило и со мной. Сейчас я без каких-либо сомнений могу сказать: Я Родину люблю и я туда вернусь.


Где эта улица, где этот дом?
Я Родину люблю.
Хорошо если есть одно такое уютное место, в котором родился и вырос. На виды которого сначала смотрел снизу, а потом сверху или наравне.
Хорошо если такое место было у родителей и у родителей их родителей.
А что делать, что приказать сердцу, если рос ты в разных местах? Если ты еще растешь, а места все меняются и меняются? Я не знаю, где тут связь - растешь потому что меняешь место или меняешь, потому что растешь. Новое место, новые правила. В новом месте нельзя вести себя как в старом. А когда возвращаешься в старое, нельзя как в новом. И все никак не вырастешь.
Что такое родина?

Может, это место в котором ты родился и прожил первый десяток лет? Для того, что бы называть такое место своей родиной, надо иметь этническое родство с местными,разделять веру, иметь внешнее сходство, в конце концов. Что толку от того, что я читала Коран, соблюдаю требования приличий и способна вести себя как подобает женщине в арабской стране? Что толку от того, что я умею готовить кускус, баранину, буйабес и пахлаву? Что я раскрашиваю руки хной, когда бываю в родственных арабских странах? Что люблю обливаться духами и звенеть сотней тонких браслетов? Что толку если я найду себе место среди оливковых или апельсиновых рощ? Алжир, да и соседний Тунис - небезопасное место. Я там чужая, в лучшем случае - гость.
Значит, земля предков? Северный Кавказ? Наверное. Жила я на ней. И не застала на ней благостный уют. Мне достались виды брошенных садов, с усыпанной яблоками землей, пустые зловонные кошары, ржавая сельхозтехника, заснувшая посреди поля. Национальная неприязнь. Пьяные мужики, неопрятные женщины. Где она, житница России? Осталась в прошлом, возрождается сейчас. Но не тогда, не в моем детстве. Места, тогда, мне не нашлось на родине.
Сегодня, из окна самолета, я вижу ровные, разноцветные геометрические фигуры полей. Цвета, как у Сезанна. Он понимал землю, природу, когда рисовал свою сельскохозяйственную родину. Цвета, выженные солнцем, припыленные сухой землей или блестящие от дождя. А у нас не нашлось никого, что бы нарисовать ее, передать красоту. Но я знаю, еще найдется. Ведь свято место пусто не бывает. А как передать аромат овощей с грядки, вина, осетинских пирогов?
У предков были земли, были лошади. Лошади… В моем детстве не было лошадей. Но однажды, в Испании, на фермерском шоу-представлении крупно-рогатого скота я увидела всадников. Они появились в облаке пыли, взбиваемой копытами бычков, сразу за ними. В шляпах, белых рубахах, галифе и сапогах. Стройные высокие лошади, палевые, с белыми гривами. Всадники и лошади казались едиными существами. Они гнали стада, прищелкивая кнутами, будто красовались. Потом показывали свою мастерство совсем юные наездники. Лошадьми управляли мальчики и девочки, с прямыми спинами и гордыми, неулыбающимися лицами. В конце представления они позволяли себя фотографировать, замирая вместе с лошадью. Не знаю, что со мной было, может жара в испанской сидонской степи, но слезы не спрашивая меня, лились и лились. Было очень больно в груди и хотелось раствориться в этом запахе. Что это было? Привет от дедов, с родной земли, из жизни, которой больше нет?
Да, на родном юге мне не нашлось места. Закончив юрфак в конце 90-х можно было претендовать только на место в отдаленной станице, на границе с неспокойными в тот момент кавказскими республиками. Или работать в собственном огороде.
А может родина это место, где ты впервые почувствовал собственные силы, первые успехи? Где впервые пригодился? Куда тебя зовут и ждут? Да. Крайний Север. Там холодно. Там любимый анекдот про лето, которое случилось в тот день, когда ты был на работе.
Чья это земля? На первый взгляд - покорителей Самотлора. Так называют первопроходцев. Это люди разных национальностей. Русские, украинцы, белорусы, татары, башкиры, ингуши, армяне. Там не спрашивают и не судят по национальности. Кто бы не ехал зимой через тайгу, он всегда остановится возле замерзающей машины на обочине. Не надо ли чего? Почему вы стоите? Вы не замерзаете?
Там некогда любоваться природой, люди живут там не ради этого. Там ставятся задачи и выполняются любой ценой. Но люди все-таки скучают по земле и восполняют эту тоску. Кто-то сажает огород в неплодородной, песчаной или болотистой земле. Если посадить под снегом на июньские праздники картошку, пропалывать ее, то за счет белых северных ночей, она все таки родится в сентябре. Крупная, чистая, песок ведь не липнет. Быстроразваривающаяся. Отличный гарнир к северной рыбе, что живет в быстрых, полноводных реках. Вода в них рыжеватая, с торфом. Такую же я видела в шотландских озерах. Шотландцы варят из нее торфяной виски, Лаговулин. Этот сорт виски пахнет нефтью.
Тот, кто не склонен к трепетному возделыванию и выращиванию картофеля, капусты и хиленьких огурцов, находит удовольствие в сборе ягод и грибов. Сентябрь-октябрь. Ах, какая это пора! Трасса между городами напоминает парковку возле торговых центров большого города в выходной день. Подосиновики с шляпкой кирпичного цвета, с толстой ножкой, мясистые, ароматные. Подберезовики, в серую крапинку, сухие и изящные. Маслята, те любят холод и блестят своей слизью целыми полянками на кочках.
Все собирают грибы, а в понедельник хвастают тем, что негде купаться - ванна наполнена ими до самого края. Руки на понедельничьем совещании черные у всех, от мастеров до руководства. И у должностных лиц, к которым приедешь по какому-нибудь рабочему вопросу. Все чистили грибы…
А клюква? Это гектары бескрайних болот с красным отливом. Чавкая резиновым сапогом в болоте, окрашивается вода в красный цвет от раздавленных кислых ягод. Нет ни одной семьи на Крайнем Севере, не хранящей бутылок с клюквой под кроватями и диванами.
Нередко в тайге встретишь медведя или оленя. Исход встречи может быть разным. Часто встречающиеся в испуге разбегаются в разные стороны. А иногда это кончается трагично для одного из них.
Но земля эта имеет своих хозяев. Живут они в тайге. Носят одежду из оленьих шкур, ловят рыбу и охотятся. Новорожденных младенцев выносят на снег, а умерших людей отдают реке. Теперь, их детей не отправляют в интернаты насильно, они растут с родителями и ездят на буранах в поселковые школы.
Эти люди никогда не болеют. Они ведь на своей земле. А покорители Самотлора болеют. Кавказского долголетия, сибирского здоровья - любимое пожелание и тост на Севере. Сибирское здоровье крепкое, выносливое. Но недолгое. Сибирь рано забирает здоровье и жизни… На моей медицинской карте с первого дня приезда красовался штамп «не годен к работе в условиях Крайнего Севера». Поверила я в его серьезность спустя восемь лет жизни и работы там.
Значит, не родина? Может и не родина, но дала много. И я ее люблю.
А может, моя родина - Москва? Она столица. Мои предки, несколько поколений, кормили Москву. Те подводы с зерном, под лозунгами продразверстки, уходили в Москву. Уезжали и оставляли голодать тех, кто это зерно вырастил. Дети казаков, ставшие колхозниками из года в год цистернами поставляли туда зерно. А за это получали мешок муки и галочку в журнал.
Да, Москва. Она дала «краешек земли», она приняла. На работу? Без проблем, только работай… И иди, иди быстро, контролируй наличие своих вещей, успей, сумей. Вот место, где все жили. Вот где работали. Где думали, творили, писали. При любом режиме. Вот где усадьбы, заброшенные или превращенные в офисы. Вот где в течении нескольких лет можно находить все новые и новые места для посещений. Монастыри, театры, бульвары, музеи, парки. Здесь другое исчисление времени, здесь невозможно успеть в несколько мест в течении дня. Здесь время для чтения, размышлений - в дороге. Освой искусство медитации в пробке. Здесь надо быть сжатым и любезным. Уметь готовить еду, выращенную не на земле, а на производстве. Суметь оценить национальную московскую кухню - суши-вареники-паста-плов-бургеры.
Можно ли пустить тут корни? Чтоб палисадник, сад и беседка? Можно, но дешевле купить гектар у Балатона или маленький остров в Средиземном море и жить на оставшиеся от маленького московского «краешка земли» деньги. Можно, но зачем? Разве я там нужна? А Москве - нужна. Она поверила мне и я ее не подведу.
Значит, Москва? Хочу ли я прожить тут всю жизнь, свою старость? Нет, точно нет. Значит впереди новые места, главное услышать их зов. У кочевника родина может быть везде. Где уютный дом, который сам создашь, где ты нужен. Которую я еще найду и тоже полюблю.

Автор:
Godefrua

Комментариев нет:

Отправить комментарий