суббота, 23 августа 2014 г.

Участник конкурса в номинации "Публицистика" Владимир Ошеров.

О несокрушимости русского характера

                                           
        Недавно слушал популярную ирландскую песню - Galway Вay ("Залив Голуэй"), патриотическую, можно сказать, песню, исполнявшуюся множество раз в Ирландии, Америке и Англии. Она полна любви и нежности к Ирландии, к родной стране, непохожей ни на какую другую. Любви к своему языку, который чужеземцы не понимают.
        Там есть такой куплет:
"... The strangers came and tried to teach us their ways,
And they scorned us just for being what we are,
But they might as well go chasin' after moon beams,
or light a penny candle from a star."
        Приблизительный перевод:
"Чужеземцы пришли и пытались научить нас своим обычаям,
И презирали нас за то, что мы такие, какие есть,
Но с тем же успехом они могли бы гоняться за лунными лучами,
Или пытаться зажечь свечку от звезды."

        Для меня это - песня о России, которую вот уже четвертое столетие пытаются переделать, "цивилизовать". Сначала - Петр Первый, Романовы; потом - большевики; сегодня де-сталинизаторы и де-советизаторы всех мастей. "Чужеземцы" - это ведь не только те, кого Петр и другие цари нанимали в Европе для службы в России. Это и свои, свято уверовавшие в то, что Россию можно превратить во что-то иное.
        Еще не так давно мир был одержим идеей глобализации. Тех, кто сомневался, называли реакционерами и чуть ли не анархистами. Сегодня это слово, "глобализация", произносится все реже и реже - настолько оно скомпрометировано. Но по сути дела, политика глобализации продолжается - пусть под другими лозунгами и с иными методами воздействия.
        "Стоит вспомнить," - писал известный английский философ Джон Грей (John Gray) в сентябре 2001 года, в статье, посвященной гибели Всемирного торгового центра в Нью-Йорке - "какими грандиозными были мечты глобализаторов. Весь мир должен был быть переделан во всемирный свободный рынок. Всем культурам, независимо от их истории и ценностей, независимо от глубины их различий или остроты их конфликтов, предстояло быть согнанными в единую универсальную цивилизацию. Бросается в глаза то, до какой степени либерально-рыночная философия, лежащая в основе глобализации, напоминает марксизм. И то, и другое - не что иное, как секулярная религия..."*
        Что же касается до-глобализаторских времен, то Д. Грей пишет: "Холодная война была временем контроля над капиталом и интенсивного вмешательства национальных правительств в экономику. И временем беспрецедентого процветания западных стран."
        Уточню: Джон Грей говорит здесь о периоде, когда в большинстве европейских стран были вполне социалистические порядки: в Англии, Франции, Германии, Италии. А еще до войны Америка смогла побороть "Великую депрессию" именно благодаря действиям президента-социалиста Рузвельта.
        Как мы видим на примере многих бывших "соцстран", включая Россию и Украину, применение рыночных принципов взамен государственного контроля вызвало повсюду широкомасштабное обнищание населения. Даже западные страны сильно снизили свой уровень жизни в годы бесконтрольного laissez-faire*. В России же с рыночным капитализмом просто катастрофически не вышло (или вышло так, что аж страшно), и, не в последнюю очередь, по причине непохожести России на другие страны. О качествах, лежащих в основе такой непохожести, писали многие русские писатели, поэты и мыслители. Всем известны эти цитаты, но не все понимают, какое это имеет отношение к рыночному капитализму.
        Пушкин: "Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!"
        Тургенев: "Изо всех европейских народов, русскому народу меньше всего нужна свобода."   Почему нам не нужна свобода? Может потому, что русские - прирожденные и неисправимые рабы, "быдло" - как утверждают наши либералы? Нет, тут стоит вспомнить слова великого русского патриота Константина Леонтьева: "Русский может быть святым, но не может быть честным." При таком менталитете, как можно желать свободы? Нужен жесткий порядок, нужен страх перед наказанием. Только тогда честные люди не будут страдать от мерзавцев, недостатка которых в России никогда не ощущалось. Разве не видим мы ярчайшую иллюстрацию этого, когда сегодня честные люди боятся не только преступников, но и полиции, и судов - в то время как преступники не боятся никого и ничего?
        В привязанности русского человека к сильной власти есть и интуитивное понимание собственного несовершенства, собственной греховности, неспособности самому себя контролировать.
        Можно еще упомянуть о русском коллективизме, о русской сельской общине, "мире", которые А. Герцен считал основой будущего российского социализма. Это - тоже часть русского менталитета, в отличие от западного индивидуализма. Конечно, Петр Аркадьевич Столыпин положил много сил, чтобы разрушить этот коллективизм, преобразить русского крестьянина в фермера, в индивидуального хозяина. Можно лишь гадать о том, увенчались бы эти усилия успехом, проживи Столыпин дольше.
        Сегодня многие вспоминают о Столыпине, о том, как он безвременно погиб, как не успел преобразить Россию. Он служил России и царю верой и правдой. Самодержавие было еще реальной силой, и народ был по большей части воцерковлен. Всё это могло уравновесить, смягчить те качества, о которых писал Константин Леонтьев. Глядишь, и индивидуализм нашел бы свое место. Сегодня, спустя более века после Столыпина, после 70 лет атеизма, советской власти и двадцати пяти лет разнузданного грабежа, ни на что, как на сильную власть и жесткий контроль государства опираться уже не приходится. Всё, о чем писал К. Леонтьев, за прошедшее столетие лишь усугубилось. Между Столыпиным и нами лежит пропасть, которую вряд ли удастся преодолеть, во всяком случае, при сохранении нынешнего олигархически-криминального режима.
        Большевики, задумав создание "нового человека", опирались на русское коллективистское сознание в противовес реформам Столыпина, но пытались насадить при этом еще и всеобщий атеизм. Сталин признал эту ошибку и выиграл войну с Гитлером. Он, как никто, видел, что русскому человеку нужна не только Церковь с ее воспитательным потенциалом, но и сильная государственная власть, которой он должен бояться. Сталин вообще гораздо лучше понимал русский менталитет, чем его соратники по партии. Потому он и не возражал против "культа личности", против возведения собственных статуй и сочинения хвалебных гимнов. В общем, к концу советского периода homo soveticus так и остался на самом деле русским в душе.
        В России всегда были и до сих пор живы т.н. "имперские" настроения, и большевики этим тоже пользовались. Ну и что? Разве у американцев или у французов нет имперских амбиций? У любого великого народа есть свой вариант "мессианизма", свое стремление на свой лад научить другие народы уму-разуму. А сейчас от русских требуют "покаяния", хотят отбить у них этот многовековой мессианизм, как его отбили у немцев после второй мировой войны. Но там было за что, а почему русские должны отказаться от своей любви к державности? Ведь отчего еще такая ностальгия по советским временам? Не только оттого, что жилось лучше, чем сейчас. Это и потому, что люди чувствовали гордость за свою страну, а сейчас гордиться нечем, кроме, разве что,  Олимпийских игр в Сочи и воссоединения Крыма.
        Так что, невзирая на все титанические усилия, переделать русского человека пока что не удалось и - готов предположить - никогда не удастся. Даже у большевиков не получилось, несмотря на их тотальный контроль над всей сферой образования, воспитания и культуры. А уж чего сейчас, когда есть интернет, блоги, Фейсбук и прочее, практически недоступное никакому контролю.
        В подобных обстоятельствах растущая ностальгия по советским порядкам - прямой вызов отечественным и зарубежным "трансформаторам" России. А тут еще события на Украине. Ведь не случайно такую ненависть и противодействие вызывают меры, предпринимаемые новыми руководителями Новороссии по национализации олигархической собственности, и вообще по обузданию нелегального бизнеса и криминала. Эти меры - именно то, о чем мечтает большинство россиян.
        Помимо их "жесткости", они носят открыто социалистический, антибуржуазный характер, рассчитаны на поддержку подлинного большинства. И основаны на том, что Россия (и Украина, и многие бывшие республики СССР) - особый мир, коренным образом отличающийся от сложившегося веками буржуазного мира Западной Европы и Америки. Например, неотъемлемая составляющая западного мира - т.н. "законопослушность". Вот уж чего на Руси испокон веков не было (об этом как раз и писал Леонтьев), а если что и возникло, то за последние двадцать пять лет могло лишь полностью испариться! Капитализм в России, как и всё прочее, должен находиться под пристальным наблюдением. Ведь если даже на Западе рыночная "свобода" вызвала экономический спад, то что же говорить про Россию?
        Допускаю, что те, кто изо всех сил старается трансформировать русский менталитет, делают это из самых лучших побуждений. Подобно зачинателю трансформаций русского сознания - Петру Великому, и многим его наследникам.
        Они тоже желали добра русскому народу и государству. У меня нет никаких сомнений на этот счет, хотя, возможно, их отношение к народу и его традициям, его культуре было несколько покровительственным, высокомерным. В сегодняшних же усилиях есть нечто странное: наши "трансформаторы" почему-то накрепко повязаны с теми, кому в полной мере наплевать на Россию и ее народ, кто озабочен только одним своим благополучием и возможностью продолжать свободный грабеж. И ради этого готовы продать Россию с потрохами ее злейшим врагам на Западе. Так что сегодня нечего винить "быдло"и русский металитет.
        Был ли когда-нибудь шанс изменить сознание русского человека? Наверное, был - в самом начале перестройки, пока коммунисты еще худо-бедно управляли ситуацией в стране, и в России существовал многочисленный средний класс, пренебрежительно именовавшийся тогда "образованщиной". Но шанс был упущен из-за алчности тех, кто оказался у власти после распада СССР, и еще благодаря усилиям врагов России на международной арене. Теперь уже поздно.
        Всё это мне стало понятно после того, как прожил за границей более тридцати лет. А раньше был убежденным западником и антисоветчиком, хотя всегда любил и люблю Россию. И, по-своему, люблю и Америку (где я живу), и Италию, и Францию, и Англию. Но русские сделаны из другого теста. Да и вообще: мир, его народы сделаны каждый из своего теста, иного, чем американцы или европейцы. Не зря же Господь смешал языки строителям Вавилонской башни. А вы думали, это миф? Нет, не миф, а приговор, и его пока что Господь не отменял. Не зря иные наши либералы жалуются на то, что русский язык - одно из главных препятствий на пути к нашей "европеизации".
Ах, как же нам, молодым, при советской власти хотелось быть американцами! Часто, наталкиваясь на очередной "совковый" идиотизм, мы многозначительно говорили: "Там бы этого не случилось!" Идеализация Америки была прямо-таки религиозной. И верили в то, что надев джинсы, прочитав Фолкнера или Сэлинджера и зная всё про джаз, мы станем другими. Сегодняшние "продвинутые" российские мальчики  и девочки прибавили к этому списку "Макдональдс", "Старбакс", "Пицца-хат", поклонение американской масс-культуре, татуировки, банданы и прочую дребедень. Мне иногда хочется сказать им: ребята, вы - никакие не американцы, и никогда ими не станете, даже если эмигрируете. Вы - несмотря на все ваши потуги - русские и всегда ими будете, нравится вам это или не нравится. Знаю по себе: я и сам когда-то думал, как вы.
Поверьте, за тридцать с лишним лет в эмиграции я встречал множество русских, желавших стать американцами (или австралийцами). Не помню никого, кому бы это удалось - даже русским женам американцев, причем, даже в прочных, благополучных семьях, с детьми, где была найдена мера внутрисемейной интеграции, несмотря на все культурные различия. И знаю многих, кто вполне вписался в бизнес, в университетскую среду, просто в работу, например в медицине. Никто, повторяю - НИКТО - не перестал быть русским (или украинцем, или евреем из России). Никто. Тут даже знание языка и культуры не спасает.
* * *

        Вот и думается мне: как у англичан ничего не получилось с Ирландией, так ни у кого пока не получилось и не получится с Россией.
        Александр Блок писал о России так:
                                                        "Какому хочешь чародею
                                                        Отдай разбойную красу!
                                                        Пускай заманит и обманет, —
                                                        Не пропадешь, не сгинешь ты,
                                                        И лишь забота затуманит
                                                  Твои прекрасные черты...
                                                        Ну что ж? Одно заботой боле —
                                                        Одной слезой река шумней
                                                        А ты все та же — лес, да поле,
                                                        Да плат узорный до бровей..."

        Может, и не надо пытаться, а?

Владимир Ошеров
2014



*  Из статьи "The era of globalisation is over" (Эра глобализации окончилась), напечатанной 24.9.2001 в журнале "Нью Стейтсмен"
* laissez-faire (фр.) - экономическая доктрина, согласно которой государственное вмешательство в экономику должно быть минимальным

Комментариев нет:

Отправить комментарий